PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Обществознания / Приобщение детей к истокам русской народной культуры
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Приобщение детей к истокам русской народной культуры


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Приобщение детей к истокам русской народной культуры


Скачать эту презентацию



№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайно. Б
Описание слайда:

Обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайно. Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством. Цель: Выявление и апробация условий приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского  детского сада Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности. Задачи: Рассмотреть процесс организации педагогической работы по приобщению детей к национальной русской культуре Выявить условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного детского сада Обобщить опыт работы по реализации условий приобщения детей к истокам  русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского  детского сада

№ слайда 3   Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение д
Описание слайда:

  Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада .   Предмет исследования – педагогические условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельском детского сада. Гипотеза: Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры в малокомплектном сельском детском саду будет наиболее эффективной если будут реализованы следующие педагогические условия: • Создание этнической предметно-развивающей среды, ориентированной на разновозрастную группу детей. • Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) в соответствии с возрастом детей. Учет регионального компонента в организации педагогической работы, включающей в себя четыре направления: 1. Историческое прошлое России и русского народа (поселка и семьи). 2. Устное народное творчество. 3. Народные праздники и традиции. 4. Народные промыслы.

№ слайда 4 Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс исс
Описание слайда:

Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, обобщение опыта работы ДОУ, статистическая обработка материалов. В исследовании принимали участие воспитатели и музыкальный руководитель. Практическая значимость исследования: Практическая значимость исследования заключается в том, что выявляются педагогические условия приобщения детей к истокам русской народной культуры  в условиях  малокомплектного  сельском детского сада могут быть использованы методистами и воспитателями. 

№ слайда 5 Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и
Описание слайда:

Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами

№ слайда 6 Условия приобщения детей к истокам  русской народной культуры в условиях ма
Описание слайда:

Условия приобщения детей к истокам  русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского  детского сада. Наиболее важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры является: эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, личностно ориентированный способ общения; отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным; соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность; предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и детского сада; бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности; упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам; побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий; самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей; предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом; активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

№ слайда 7 «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других нар
Описание слайда:

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев) «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

№ слайда 8 Для этого педагог должен: создать условия для приобщения детей к русской народно
Описание слайда:

Для этого педагог должен: создать условия для приобщения детей к русской народной культуре; повышать профессиональный уровень управления педагогическим процессом; формировать у детей целостное восприятие народной культуры повышать уровень знаний родителей по теме данного проекта.

№ слайда 9 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ  РУ
Описание слайда:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ  РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО СЕЛЬСКОГО  ДЕТСКОГО САДА. Педагогический коллектив МБДОУ №6 «Ёлочка» использует парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы.

№ слайда 10 Задача решается на основе использования Задача решается на основе использования
Описание слайда:

Задача решается на основе использования Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.

№ слайда 11 Работу начали с анкетирования родителей: Оно показало, что так или иначе в семье
Описание слайда:

Работу начали с анкетирования родителей: Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) (Приложение 1) Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

№ слайда 12 Проводимая в ДОУ «Ёлочка» комплексная воспитательно-образовательная работа с дет
Описание слайда:

Проводимая в ДОУ «Ёлочка» комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решает следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности. Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строится на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную); интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; о осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

№ слайда 13 Исходя из условий коллективом выделены следующие направления работы: 1. Историче
Описание слайда:

Исходя из условий коллективом выделены следующие направления работы: 1. Историческое прошлое России и русского народа. 2. Устное народное творчество. 3. Народные праздники и традиции. 4. Народные промыслы.

№ слайда 14 Русский народный костюм
Описание слайда:

Русский народный костюм

№ слайда 15 Русская изба
Описание слайда:

Русская изба

№ слайда 16 Любимый край- нет тебя дороже!!!
Описание слайда:

Любимый край- нет тебя дороже!!!

№ слайда 17 Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловече
Описание слайда:

Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. На примерах прочитанных легенд, былин воспитатель показывает красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Обсуждаются мультфильмы о былинных героях. Дети с интересом рассматривают и обсуждают картину Васнецова «Богатыри», их доспехи, оружие. На примере народных поговорок и пословиц проводим беседу об уме и о глупости. Знакомим детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками. Конечно, самый увлекательный для детей народный фольклор – это сказки и загадки. На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседуем по содержанию уже знакомых сказок, делаем инсценировка отрывков. Загадки подвергают детей испытанию на сообразительность, смекалку. Отгадываем и заучиваем с детьми народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.

№ слайда 18 Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздни
Описание слайда:

Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень, встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в Троицу. Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Каждый год проходит выставка детских новогодних открыток. Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Проводим чтение и обсуждение русской народной сказки «Как весна зиму поборола». Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и традициями. Большинство детей принимает участие в пасхальной службе сельского храма и праздничных мероприятиях при храме. На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе – главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете.

№ слайда 19 Рождество, Святки
Описание слайда:

Рождество, Святки

№ слайда 20 Масленица, Покров
Описание слайда:

Масленица, Покров

№ слайда 21 Пасха
Описание слайда:

Пасха

№ слайда 22 70 лет ПОБЕДЫ !!!! Особенно важной темой в 2015 году стала тема 70-летия Великой
Описание слайда:

70 лет ПОБЕДЫ !!!! Особенно важной темой в 2015 году стала тема 70-летия Великой Победы. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы Отечественной войны, о детях-героях. Рассматривали фото и иллюстрации на эту тему. Провели встречу с ветераном и «ребенком войны» односельчанами.

№ слайда 23 Этот день ПОБЕДЫ!!!!
Описание слайда:

Этот день ПОБЕДЫ!!!!

№ слайда 24 Знакомим детей с русским народным музыкальным творчеством: На музыкальных заняти
Описание слайда:

Знакомим детей с русским народным музыкальным творчеством: На музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле. Знакомим детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров. Было предложено родителям совместно с детьми самим изготовить инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки, и они с удовольствием отозвались. Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. С удовольствием используем с детьми всех возрастов на занятиях, праздниках, в свободное время подвижные игры с русской народной песней и хороводы

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26 Народные художественные промыслы эта тема необходима, чтобы познакомить детей с
Описание слайда:

Народные художественные промыслы эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, палехской росписи, о художественном гжельском промысле. Используются иллюстрации, изделия народных мастеров. Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, кружевоплетения, понятно искусство игрушечников.

№ слайда 27 ЖОСТОВО
Описание слайда:

ЖОСТОВО

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33 Вологодское кружево, оренбургский платок
Описание слайда:

Вологодское кружево, оренбургский платок

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35 Городецкая роспись
Описание слайда:

Городецкая роспись

№ слайда 36 Федоскино(лаковые миниатюры)
Описание слайда:

Федоскино(лаковые миниатюры)

№ слайда 37 холуйская лаковая миниатюра
Описание слайда:

холуйская лаковая миниатюра

№ слайда 38 Берестяные изделия
Описание слайда:

Берестяные изделия

№ слайда 39 богородская игрушка
Описание слайда:

богородская игрушка

№ слайда 40 ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Описание слайда:

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

№ слайда 41 Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте, совм
Описание слайда:

Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте, совместно с домом творчества п. Асерхово и родителями воспитанников создали мини-музей народного творчества; оформили в русском стиле «горницу» для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы; подобрали  иллюстрации о традиционной русской семье;  собрали альбомы «Русское декоративно-прикладное искусство», где отражены такие виды художественной росписи как гжель, хохлома, палех и прочие, «Русский народный костюм», «Русская изба»; Организовали выставку с архивными фотографиями и историей поселка Асерхово; Стенд «Я люблю Россию» Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», , «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной».  

№ слайда 42 Асерховский ДК совместно с педагогическим коллективом ДОУ ежеквартально реализуе
Описание слайда:

Асерховский ДК совместно с педагогическим коллективом ДОУ ежеквартально реализует для воспитанников детского сада увлекательный сказочный экскурс : «Сказки деда Краеведа», на которых ребята узнают исторические факты прошлого России, Владимирской земли и своего поселка. «Русские народные промыслы»-знакомятся с различными видами художественного прикладного творчества и русских промыслов. «История одной вещи»(рассказывает о быте русского народа, и объясняет назначение и происхождение той или иной вещи) Увлекательны занятия по знакомству с бытом и основными занятиями русских людей, населявших Владимирский край. Многие дети впервые слышат слова «ухват», «чугунок», «колыбель», «прялка». С удовольствием отгадывают загадки о предметах быта. Большой интерес вызывает тема «Из истории русской кухни». Дети узнают, чем питались наши предки, о самоваре, русском чаепитии, блинах и колобке. На итоговых занятиях делают аппликации или раскрашивание.

№ слайда 43 Спасибо за внимание! Какими бы высокими художественными особенностями ни обладал
Описание слайда:

Спасибо за внимание! Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре. Поэтому педагогу необходимо глубже изучать различные виды народного творчества, читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. Суметь донести свою заинтересованность в положительном результате до родителей и суметь «заразить» ею. Соответственно возникает необходимость в накоплении соответствующих материалов и пособий (куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи). Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том , что эффективность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в малокомплектном сельском детском саду будет наиболее эффективной при: Создании этнической предметно-развивающей среды, ориентированной на разновозрастную группу детей; Широком использование фольклора в соответствии с возрастом детей и учет регионального компонента, подтвердилась. Именно такой представляется мне стратегия приобщения детей к русской народной  культуре, как основа его любви к Родине.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru