Повышение качества проектов правовых актов. Роль, формы и виды экспертиз в правотворческом процессе. Анти-коррупционная экспертиза муниципальных правовых актов
Качество нормативных актов определяет Эффективность системы местного самоуправления (в том числе свободу от коррупциогенных факторов) Правоспособность органов местного самоуправления и легитимность их деятельностиВозможность использования ресурса права для решения вопросов местного значения, в том числе через расширение использования собственных ресурсов населения
Качество нормативных актов Зависит:От организации правотворческого процесса (этапы, распределение полномочий, процедур)От состава участников правотворческого процесса (различные группы интересов, синтез профессиональных знаний)От наличия системы контроля качества:Требования к разработке проектов ЭкспертизыОбсужденияМониторинг право применения
Повышение качества нормативных актов Проектирование и регламентирование организации правотворческого процесса:Особенно:Необходима система принятия решений о разработке актовДетализация процедуры проектирования нормативных правовых актов
Повышение качества нормативных актов: организация правотворческого процесса Система принятия решений о разработке актовПЛАНИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМониторинг право примененияАудит действующей системы правовых актовПрогнозирование развития социальных отношенийМониторинг изменений законодательстваИзучение потребностей, интересов жителей, существующих проблем в общественных отношениях
Повышение качества нормативных актов Процедуры проектирования нормативных правовых актов: Обязательная предварительная разработка КОНЦЕПЦИИ нормативного правового актаШирокое общественное участие в проектировании и обсуждении /экспертизах КОНЦЕПЦИИ акта.
Общественное участие в правотворческом процессе Эффективно на самых ранних стадияхДолжно быть организованоДолжно поощряться
Система контроля качества Требования к разработке проектов ЭкспертизыОбсужденияМониторинг правоприменения
Экспертизы Экспертиза – это совокупность мотивированных заключений по предмету и вопросам экспертизыУсловия проведения экспертизы:эксперт (группа экспертов или экспертная организация) не принимали ранее участия в подготовке данного проектадля профессиональной экспертизы: обладают специальными знаниями в данной областинезависимость Экспертизы можно классифицировать по: решаемым задачамспособу организации
ЭкспертизыПо решаемым задачам КомплекснаяСпециальныеЮридическая/правоваяАнтикоррупционнаяЛингвистическаяЭкологическаяКриминологическаяФинансовая Гендернаяиные
Экспертизыпо способу организации ВнутренняяВнешняяГосударственная - проводится уполномоченными государственными органами и организациями Профессиональная (по договору)ОбщественнаяНезависимая (инициативная)
Общественная экспертиза проекта/решения заключается в оценке:Соответствия документа интересам населения;Возможности (при реализации всех положений документа) достичь поставленных целей;Реалистичности, т.е. возможности в существующих условиях реализовать предложенное решение;Наличия всех необходимых правил и процедур, обеспечивающих реализацию предлагаемого решения в практической жизни;Соблюдения принципа равенства и доступности участия для всех заинтересованных лиц;Возможности понимания и использования документа людьми, не имеющими специальной подготовки.
Юридическая экспертиза Правовая оценка:Формы актаЕго целейЗадачПредмета правового регулированияКомпетенции органа, принявшего актСодержащихся в нем нормПорядка принятия, обнародования(опубликования)Соответствие акта законодательствуСоответствие требованиям юридической техники
Юридическая (правовая) экспертиза Методика: рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (приложение к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. №278)
Антикоррупционная экспертиза ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №172 «ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»
Основные новации закона об антикоррупционной экспертизе (АКЭ ) Обязательность проведенияСотрудничество с институтами гражданского общества при проведении Широкая трактовка «коррупциогенных факторов»Обязательность рассмотрения представленных заключенийВозможность инициативных заключений
Кем проводится АКЭ? ПРОКУРАТУРОЙОРГАНЫ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА)ОРГАНИЗАЦИИ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА)ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВАГРАЖДАНЕ
Необходимо принятие муниципального нормативно правового акта О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов(Ст.3,ч.1,п.3. ФЗ№172)
Кем проводится АКЭ? Прокуратура проводит АКЭ в следующих областях:прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного ,налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного,природоохранного социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы
Коррупциогенные факторы (ст.1, ч.2) Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающиедля правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил,а также положения, содержащиенеопределенные,трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции
Антикоррупционная экспертиза Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупцииУтверждены новые правила и методика проведения анти коррупционной экспертизы Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96
Антикорпуционная экспертиза проводится в отношении: а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.
Основные правилапроведения экспертизы на коррупциогенность (АКЭ) АКЭ должна быть:системнойдостовернойпроверяемойнеобходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов
Заключение АКЭ По результатам АКЭ составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Коррупциогенные факторы (из 172 ФЗ) Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Коррупциогенные нормы Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы
Коррупционные факторы а) широта дискреционных полномочий:отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);б) определение компетенции по формуле "вправе»в) выборочное изменение объема прав возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
Коррупциогенные факторы г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенциинарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочийустановление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
Коррупциогенные факторы ж) отсутствие или неполнота административных процедур отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Коррупциогенные факторы а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права- установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;в) юридико-лингвистическая неопределенностьупотребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Качество нормативного акта обеспечивает общую эффективность деятельности, в том числе и предотвращение коррупции!