Интегрированный урок по истории и обществознанию: « Политический лидер. Каков он?»( Споры об исторической роли Б.Н. Ельцина)11 кл. Разработала: Дорофеева О.Ю. учитель истории «МОУ СОШ № 148» г. Омска.
Цели: Образовательные: -дать общую целостную характеристику института политического лидерства, раскрыть понятие « политический лидер», показать воздействие на общество лидеров различных типов, используя пример руководства страной Б.Н. Ельцина.Воспитательные:- способствовать становлению осознанного демократического политического выбора, критического отношения к окружающей действительности, чувства гражданственности и патриотизма, воспитывать культуру ведения дискуссии, терпимость, чувство товарищества, уважения к мнениям одноклассников; Развивающие:- способствовать развитию основных умений и навыков: работы с источниками, дополнительной литературой, статистическими данными, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, вести дискуссию, работать в группах, работать с компьютером и электронными приложениями.
Тип урока: интегрированный урок истории и обществознания с элементами изучения нового материала по обществознанию и дискуссии по истории; компьютерный урок.
Оборудование: Компьютер и интерактивная доска.Литература: Л. Н. Боголюбов «Обществознание» 11 кл, История России (1945-2008 г.г.) под редакцией А.В. Филиппова, материалы сайтов Интернета.
План: Политическое лидерство. Понятие «лидер».Типология лидерства.Споры об исторической роли Б. Н. Ельцина.
«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли; ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».Р.Роллан.
I. Организационный момент: внешняя и внутренняя подготовка обучающихся к уроку. Экспресс – анкетирование. Ответить на вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой ? » Ответы дать в форме: «Да» или «Нет». ( Данные обрабатываются сразу на уроке, используется Интерактивная доска, где в режиме Microsoft Office Excel выводим процентное соотношение).
II. Актуализация знаний. Задание: Сравните ваши представления о лидере с приведёнными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните почему?«Лидер – главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопедический словарь Ф.А Брокгауза и И.А. Ефрона).«Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).« Лидер – это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический словарь).« Лидер – личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию» (Мухаев Р.Т Основы политологии). ( Обучающиеся анализируют определения).
III. Изучение нового материала. 1.Работа с учебником: Л. Н. Боголюбов «Обществознание» 11 кл.Задание: Найти и выписать определение – политическое лидерство.
Задание: Из первой графы таблицы выберите наиболее значимые, на ваш взгляд, качества политического лидера, переместите их во вторую графу и проранжируйте их, начиная с наиболее значимого.
Типология лидерства.
Организация дискуссии о политической роли Б.Н.Ельцина . «Я ухожу, я сделал всё, что мог» (из телеобращения Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.)
1.Б.Н. Ельцин – активный участник распада СССР.
2. Рыночная реформа.
3. Личные слабости Б.Н.Ельцина.
В связи с 80-летием со дня рождения в г. Екатеринбурге 1 февраля 2011 г. открыт памятник Б.Н.Ельцину.
Рефлексия.