ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Адаптация-процесс приспособления к конкретным условиямШкольная дезадаптация - это нарушение приспособленияшкольника к условиям обучения в школеПреемственность-связь между формами, методами,приемами обучения
Схема социально-психологической адаптации школьника
Схема нарушения социально-психологической адаптации
Школьная мотивация
Основные факторы проявления школьной тревожности Страх самовыражения;Страх ситуаций проверки знаний;Страх несоответствия ожиданиям окружающих.
НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВСнижение интереса к учебе;Повышенная тревожность;Частая смена настроения;Снижение темпа деятельности;Снижение концентрации внимания;Непредсказуемые реакции;Отстранение от взрослых;Снижение самооценки;Резкое нарастание дисциплинарных трудностей;Отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными.
Отношение взрослых Взрослые чаще всего не понимают серьезности проблемы адаптации для детей.В результате часто вместо помощи и поддержки ребенок получает дополнительную нагрузку в виде ужесточения правил поведения.
Основные задачи развития в 5 классе:Овладение базовыми школьными знаниями и умениями.Формирование умения учиться в средней школе.Развитие учебной мотивации, формирование интересов.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других.Формирование умения добиваться успеха в правильно относиться к успехами неудачам, развитие уверенности в себе.Формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Важно использовать следующие формы организации обучения:экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;диспуты, (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;минилекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.
Самым важным в школе является: Уроки – 31%;Получение новых знаний – 42%;Директор – 5%;Участие в олимпиадах – 13%;Учителя – 7%.
Больше всего дети любят следующие дни недели: Пятница – 28%;Суббота – 29%;Воскресенье – 43%;
Самым интересным для детей является: Уроки – 55%;Перемены – 27%;Игры – 10%;Беготня по коридорам – 8%.
Наиболее сложными предметами для 5- классников являются: 5 – рус.язык; литература, ин.яз., история.
Общий настрой класса на учебную деятельность
Реакция класса на предъявленные требования
Мероприятия, способствующие успешной адаптации учащихсяПосещение уроков учителями – предметниками.Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).Психологическая игра «Впереди у нас – 5-ый класс» для учащихся.Родительское собрание- «Впереди у Вас – 5-ый класс»Согласование учебных программ с учителями-предметниками.Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний.Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
Основные направления работы