От кризисных центров к системе защиты детей в России(1991-2011) Ирина Алексеева, Илья НовосельскийСанкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»
Положение к началу 1990-х:Нет понимания феномена жестокого обращения с детьми (child abuse and neglect)Отсутствует терминология в этой областиНет специалистовОтсутствуют организации и услуги, направленные на помощь детям и профилактику жестокого обращения Система защиты детей как таковая не существуетСанкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»
Из указа Президента РФ от 01.06.92 №543 "О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы": «Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга: - в соответствии с местными потребностями, приоритетными задачами и экономическими возможностями подготовить региональные программы действий по выполнению обязательств, содержащихся во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; - содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи семье, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и других ).»
Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»
Динамика выявления детей, оставшихся без попечения родителей, с 1993 по 2010 гг. Источник: сайт Министерства образования России http://www.usynovite.ru/statistics/2010/1/ Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»
Численность детей в России 1993-2010 (в тыс.человек) Источник: Федеральная служба государственной статистики РФСанкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»
Сравнение тенденции численности детского населения РФ и числа детей, оставшихся без попечения родителей, 1993-2010Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2000–2009 гг. Доля биологических сирот среди детей, оставшихся без попечения родителей, < 20%Источник: «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем» Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Москва, 2010
Лишение родительских прав (1995-2008) Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»
Отмена решений об устройстве детей в семьиИсточник: Выступление директора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Левитской А.А. на Всероссийском семинаре – совещании «Защита прав воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 18 октября 2010 г.
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2000–2009 гг.Источник: «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем» Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Москва, 2010, «Дети в России. 2009» Госкомстат РФ
Закон N 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.Органы и учреждения системы профилактикибезнадзорностии правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органы управления социальной защитой населенияорганы управления образованиеморганы опеки и попечительстваорганы по делам молодежиорганы управления здравоохранениеморганы службы занятости, органы внутренних дел.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей в цифрах к 2010 г. В 2009 количество учреждений социального обслуживания семьи и детей достигло 3 235, включая: 793 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 519 центров социальной помощи семье и детям, 350 социальных приютов для детей и подростков, 283 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями , 15 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 16 центров психолого-педагогической помощи населению, 3 центра экстренной психологической помощи,330 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания,778 отделений по работе с семьей и детьми в центрах комплексного социального обслуживания и 127 других учреждений.На начало 2010 года в ведении органов социальной защиты действуют:22 кризисных центра для женщин и 3 кризисных центра для мужчин,120 кризисных отделений для женщин, функционирующих в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания населения, а также 23 социальные гостиницы для женщин с несовершеннолетними детьми.Источник: Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» за 2008-2009 годы
Новые технологии социальной помощи и услуги для семей и детейC середины 2000х гг. в ряде регионов страны стали внедрятся технологии раннего выявления и профилактики жестокого обращения с детьми, включающие в себя ведение случая, оценку риска и безопасности, межведомственное взаимодействие. Активно стали разрабатываться программы помощи отдельным категориям семей высокого риска жестокого обращения: семьям, имеющим детей с особыми потребностями; несовершеннолетним матерям; выпускникам детских домов и т.д.Было разработано, описано и частично внедрено множество конкретных услуг социальной, психологической, педагогической помощи детям и семьям (групповая работа с родителями, плохо обращающимися с со своими детьми; социальные гостиные при школе; родительские клубы; реабилитационный досуг для детей; подготовка приемных родителей; интенсивное сопровождение родителей, злоупотребляющих алкоголем, раннее вмешательство и т.д.)Прошли обучение множество специалистов, работающих в сфере социально-психологической помощи семьям и детям, но не имевших никакого профильного образования в этой сфереПоявилась профессиональная литература, возникает понимание необходимости профессиональной поддержки специалистов (в т.ч. супервизии)НКО стали заметной и лучшей частью в сфере помощи детям и семьямБыла четко высказана точка зрения руководства страны на необходимость противодействия жестокому обращению с детьми.
ДостиженияТермин «жестокое обращение с ребенком» все чаще используется, когда речь идет об обращении с ребенком и социальной политике в отношении неблагополучных семей.К настоящему времени в большинстве регионов России существуют учреждения, оказывающие помощь детям и семьям, в которых дети подвергаются риску жестокого обращения; В федеральных законах и других нормативных актах относительно очерчен круг задач и обязанностей этих учреждений по отношению к ребенку и семье в зависимости от ведомственной принадлежности;Разработаны и апробированы множество конкретных программ и методов оказания социально-психологической помощи детям и семьям;Имеется значительное количество обученных специалистов.
Неразрешенные базовые проблемыНесмотря на то, что термин «жестокое обращение с детьми» стал регулярно употребляться в документах и докладах специалистов и руководителей, на сегодняшний день он не является отправной точкой для специалистов в решении вопросов, касающихся помощи семье и ребенку.Отсутствуют четкие регламенты взаимодействия между различными службами (соц.защита, образование, органы опеки, КДН, милиция).Неэффективная организация работы местных социальных службЗадачи, возложенные на те или учреждения системы защиты детей не подкреплены ресурсами (материальными, кадровыми, профессиональными)Проблемы в законодательстве о жестоком обращении с детьми
1. Термин «жестокое обращение с ребенком» не является отправной точкой для специалистов в решении вопросов, касающихся помощи ребенку и семье «Жестокое обращение» как главный критерий в работе системы защиты детей часто подменяется размытой терминологией «семья в трудной жизненной ситуации», «семья в социально опасном положении», «малообеспеченная семья» Жестокое обращение чаще всего понимается большинством руководителей и специалистов в бытовом смыслеОценка положения ребенка постоянно подменяется оценкой поведения родителей, материального положения семьи, поведения ребенка Отсутствует единая система сбора статистических данных о жестоком обращении. Приводимые цифры сильно отличаются, поскольку в основе подсчета лежат различные критерии
2. Отсутствуют четкие регламенты взаимодействия между различными службами (соц.защита, образование, органы опеки, КДНиЗП, милиция). При попадании семьи в систему защиты ребенка сотрудники разных учреждений не договариваются о том, как, для чего и на разрешение каких проблем семьи и ребенка они работают, не выстраиваются общие цели в работе с семьей и не разделяются функции. Каждое ведомство работает с семьей само по себе, отсутствует эффективное взаимодействие и обмен информацией между этими структурами. Дублирование функций и попытка сочетать одновременно принуждающие и помогающие функции препятствуют формированию продуктивного контакта с родителями, т.е. возможности выявлять и обсуждать наиболее существенные проблемы.
3. Неэффективная организация работы местных социальных служб Метод ведения случая (case management) при работе с семьей, в которой ребенок подвергается жестокому обращению, практически не используется Даже если случай открыт, информация о жестоком обращении по отношению к ребенку не собирается, не документируется и не систематизируется. Какие либо действия часто предпринимаются лишь в ситуациях, когда обращение с ребенком становится абсолютно нестерпимым и несет актуальную угрозу его жизни. Отсутствует система оценки безопасности и оценки уровня риска возобновления жестокого обращения. Помощь ориентирована не на разрешение проблем семьи, а исходит из перечня тех услуг, которые есть у организации, независимо от того, нуждается ли в них семья.Социальные службы имеют широкий спектр деятельности (от организации праздников, выдачи материальной помощи, помощи инвалидам и пожилым людям до организации дневного пребывания детей, сопровождения неблагополучных семей, помощи ВИЧ-инфицированным) и могут делать акцент на той деятельности, за которую легче отчитываться, а не на работе с семьями, плохо заботящимися о детях. Работа соц.служб оценивается в основном по количеству клиентов и оказанных им услуг, а не по результатам изменения в положении ребенка. Специалистам не хватает времени на формирование контакта с семьей, изучение ее проблем.Программы, включающие в себя систематическую работу по раннему выявлению, применению технологии работы со случаем при сопровождении ребенка/семьи фактически только начинают внедряться в некоторых регионах .
4. Задачи, возложенные на те или учреждения системы защиты детей не подкреплены ресурсами (материальными, кадровыми, профессиональными) В большинстве организаций, работающих в области помощи детям, крайне низкие заработные платы и существует выраженный дефицит персонала. Среди сотрудников социальных служб очень мало специалистов, получивших профессиональную подготовку в области работы с жестоким обращением и психологическими травмами у детей. У специалистов мало выборов: альтернативой семье, где ребенок подвергается жестокому обращению, чаще всего является государственное детское учреждение (приют), в котором ребенок также столкнется с насилием, будет хуже развиваться, получит мало шансов на семейное жизнеустройство. Страх ухудшить положение ребенка оказывает влияние на оценку риска и безопасности при столкновении со случаями насилия и пренебрежения в семье. Замещающие/приемные семьи практически отсутствуют, а то небольшое количество, которое имеется, не получает должного сопровождения, что приводит к вторичным отказам от детей.
5. Несовершенство законодательства о жестоком обращении с детьми Наличие законов в случаях жестокого обращения мало что дает практической работе, поскольку не прописаны механизмы их реализации. Наглядным примером является 56 статья Семейного кодекса РФ, обязывающая сообщать о случаях нарушения прав ребенка, угрозе его жизни и здоровью, но не оговаривающая ответственность даже специалистов при несообщении о фактах жестокого обращения. Отсутствие прямого запрета на физические наказания детей. В Уголовном кодексе статья об ответственности за жестокое обращение с ребенком со стороны родителей и опекунов сформулирована таким образом, что ее трудно использовать на практике.
Выводы:За прошедшие 20 лет в России много сделано для создания системы защиты прав ребенка:Понятие «жестокое обращение с ребенком» стало признанным и широко использоватьсяУвеличилось количество социальных служб; существенно расширился диапазон оказываемых ими услуг детям и семьямРуководителям и специалистам стала очевидна необходимость преимущественно семейного жизнеустройства детей (в связи с чем предпринимаются шаги как по оказанию помощи биологической семье ребенка, так и созданию фостерных семей) 2. Вместе с тем, отмечается ряд дефицитов, которые не позволяют складывающейся системе защиты детей быть в достаточной мере эффективной:«Жестокое обращение» как базовый критерий оценки положения ребенка и необходимости вмешательства часто подменяется размытой терминологией «семья в трудной жизненной ситуации», «семья в социально опасном положении», «малообеспеченная семья» и др., что приводит к тому, что многие случаи CAN вовремя не выявляются, ребенку и семье не оказывается своевременная помощь, а местные социальные службы могут достаточно произвольно определять задачи работы и объем помощи.Отсутствует взаимодействие между различными ведомствами, при столкновении со случаями CAN.Дефицит материальных, профессиональных и кадровых ресурсов, Крайне незначительное количество возможностей устройства ребенка помимо государственного учреждения при необходимости временного изъятия ребенка из семьи.Имеются значительные пробелы в законодательстве и в судебной практике
Актуальные предложенияОбеспечить взаимодействие служб, как законодательно, так и путем совместного обучения специалистов и руководителейПоддержка НКО, занимающихся социально-психологической помощью, наделение их полномочиями и ответственностьюОбязательное сопровождение приемных семей, подкрепленное профессиональными ресурсами. Обеспечить профессиональное сопровождение специалистов для профилактики синдрома профессионального выгорания (в т.ч. увеличить зарплаты специалистам, имеющим профильное образование) Обучение специалистов и руководителей (как минимум на уровне зав.отделениями и директоров социальных центров).Изменить критерии оценки работы социальных служб и ввести ведение случая, как базовый метод работы оказания помощи семьям.Изменение функций опеки и КДНОбучение следователей и прокуроров, занимающихся расследованием преступлений против несовершеннолетних (обучение проведению следственного интервью, изменение отношения к случаям жестокого обращения)