Особенности личности одаренного ребенка. Педагог-психолог МОУ «СОШ №1»г. Емва – Субботина К. В.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижениячеловеком более высоких(необычных, незаурядных)результатов в одном илинескольких видах деятельности по сравнению другими людьми.
По степени сформированности одаренности
По форме проявления одаренности
По широте проявления в различных видах деятельности
Особенности возрастного развития. РанняяПоздняя
Одаренность ТворческаяАкадемическая
Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной.
Творческая одаренность - способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.
Творческая одаренность«Всякая одаренность – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности». «Одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новыеидеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то,что уже создано».
Характеристика одарённых детей
Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития Стремление к творческой деятельностиПовышенная самостоятельностьИнтенсивный интерес к познаниюУдивительная способность к концентрации вниманияВысокая самооценкаНезависимость
Взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Высокая адаптация к школьному обучению и соответственно к коллективу учениковСверстники относятся с уважением.
Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития Неравномерность психического развитияПроблемы с физиологическим развитиемПроблемы в эмоциональном развитииПовышенная впечатлительностьПристрастное отношение к деятельностиСклонность к бурным аффектамДоминирование направленности лишь на усвоение знаний.
Взаимоотношения со сверстниками и педагогами Общение занимает гораздо меньше местаИзлишняя конфликтностьНеобычное поведение, странности
Проблемы одарённых детей. Неприязнь к школе. Погружение в философские проблемы. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворённости. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Нетерпимость.
«Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
«Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачиДля одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
Типы характеров одаренных детей 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.
Диагностика одаренных детей Тесты:Рисуночный тестШкала Стенфорд-БинеШкала интеллекта Векслера«Потенциал интеллектуального развития».
Рекомендации учителям: Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .