Одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка. Автор: Сучкова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2079 г. Москвы
Одарённость- системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий. Одарённые дети встречаются крайне редко. Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте. Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте. Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте. Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.
Признаки одарённости Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. Способны долгое время ( до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно. В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение. Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития
Признаки одарённости Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова. Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости. Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций. Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна. Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым. Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Виды одарённости. В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость. В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности ( в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость. В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость. В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”