Осложненное поведение
Трудные дети(С. Давидович)Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной, как нарыв.Вот он сидит перед нами глядите,Сжался пружиной отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити,Словно изба без дверей и без окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили… поздно учли…Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.
Причины порождающие «трудных» подростков:отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;незнание их интересов и потребностей;политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;усиление влияние псевдокульткры;неблагоприятные семейные- бытовые отношения;отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;чрезмерное попустительство или жестокость наказания за завершенные проступки;сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;«эпидемия» разводов;потеря эмоциональных контактов с детьми.
Работа классного руководителя и воспитателя с «трудными» учащимися:Первый этап:что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;какие неблагоприятные условия существуют в данный момент; с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Третий этап индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель и воспитатель проектируют развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника.
Четвертый этап – продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.Пятый этап индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование.
«Трудный подросток». Что же делать родителям и педагогам?не злоупотребляйте наказаниями и запретами;усильте познавательный интерес;разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения;замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно;необходимо найти сильные качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания;в ребенка необходимо верить — это главное! цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами;не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию;помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи взрослых, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой — стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!
Уметь видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.