Онтогенез (индивидуальное развитие)
Три сферы развития человека Биологическое (биосоциальное) развитие.Включает в себя рост и изменения человеческого тела и факторы наследственности, окружающей среды и здоровья, влияющие на эти изменения и рост. Развитие моторных навыков (от способности удержать игрушку до вождения автомобиля) также входят в эту сферу.Когнитивное развитие.Развитие способностей к получению знаний об окружающем мире и их интерпретации. Важным элементом когнитивного развития является обучение – не только в рамках учебных заведений и программ, но и неформализованное.Психосоциальное развитие.Развитие темперамента, социальных навыков, способности выражать и распознавать эмоции. На него влияют семья, круг общения, культурный уровень общества в целом.
Основные теории развития Психоаналитические.Предполагают, что в основе человеческого поведения лежат иррациональные бессознательные мотивации, зачастую возникающие ещё в раннем детстве.Бихевиористские.Развитие способностей к получению знаний об окружающем мире и их интерпретации. Важным элементом когнитивного развития является обучение – не только в рамках учебных заведений и программ, но и неформализованное.Когнитивная.Социокультурная.Развитие темперамента, социальных навыков, способности выражать и распознавать эмоции. На него влияют семья, круг общения, культурный уровень общества в целом.
Психоаналитические теории Зигмунд Фрейд (Freud, 1856-1936) Структура личности по Фрейду:Оно (Ид)(биологическая) сфера влеченийЯ (Эго)поле борьбы между Оно и Сверх-Я«репрессивность культуры», сублимацияСверх-Я (Супер-Эго)установки общества Психосексульная теория развития Фрейда:Основы структуры личности закладываются в первые 6 лет, когда развитие проходит 3 стадии: Оральная (младенчество, до 1 года); Анальная (раннее детство, 1-3 года); Фаллическая (дошкольный период, 3-6 лет).Затем следуют латентная (6-11 лет) и генитальная (старше 11 лет) стадии.
Психоаналитические теории Карл Густав Юнг (Jung, 1875—1961) Модель личности Юнга:
Психоаналитические теории Эриксон (Erikson, 1902—1994)Психосоциальная теория развития Эриксона.Основные этапы развития проходят через серию конфликтов: Доверие vs. недоверие (до 1 года) Автономность vs. неуверенность и стыд (1-3 года) Инициатива vs. вина (3-6 лет) Деятельность vs. (комплекс) неполноценности (6-11) Самоидентификация vs. ролевой конфликт (подростковый возраст) Близость vs. изоляция (молодость) Генеративность vs. стагнация (средний возраст) Целостность vs. отчаяние (старший возраст)
Бихевиористские теории Уотсон (Watson , 1878—1958)Поведению обучаются. Всё поведение – результат поэтапногонаучения.ОбусловливаниеПроцесс, благодаря которому определённый ответ связывается с определённым стимулом.Классическое обусловливаниечеловек или животное обучается связывать нейтральный (условный) стимул с важным (безусловным) стимулом.Оперантное (инструментальное) обусловливаниепроцесс научения, при котором определённое действие вызывает определённое последствие; если это последствие желательно, человек/животное научается повторять это действие, если последствие имеет аверсивный характер – избегать.Подкреплениеспособ обусловливания – последствие действия при оперантном обучении, безусловный стимул – при формировании классического условного рефлекса.
Бихевиористские теории Теория социального обучения Помимо механизмов научения с помощью подкрепления, акцентирует внимание на роли поведения других людей.- Моделирование – центральный процесс социального обучения, при котором человек наблюдает за действиями других людей и повторяет их.«зеркальные нейроны»
Индивидуальное развитиекогнитивных способностей:Теории Ж. Пиаже и Л. Выготского
Жан Пиаже(Jean Piaget)1896-1980 Родился в ШвейцарииЗащитил диссертацию в 21 год (по биологии)Биология > Философия > ПсихологияРаботал в лаборатории Бине (разработчик теста IQ), исследуя развитие интеллекта у детей: - обратил внимание на типы ошибок, допускаемых детьми при тестировании; - отверг количественное определение интеллекта; - предложил концепцию качественно отличающихся уровней развития.«…наконец я нашёл свою область исследований…»
Развитие – это попытки ребёнка осмыслить мир. Развитие:упорядоченные, качественные, адаптивные изменения: ФизическиеЛичностныеСоциальныеИнтеллектуальные.
Основные факторы, влияющие на развитие СозреваниеАктивностьСоциальные взаимодействия.
Основные мыслительные операции Организация- Балансировка- РазбалансировкаАдаптация- Ассимиляция- Аккомодация
Четыре стадии интеллектуального развития СенсорномоторнаяМладенчество: 0-2 годаДооперациональнаяДошкольный возраст: 2-7 летКонкретных операцийНачальная школа: 7-11 летФормальных операцийСредние и старшие классы: 11-15 лет
Сенсорномоторная стадия(0-2 года) Основные характеристики:Мир «здесь и сейчас». Отсутствие языка и мышления на ранних стадиях. Понимание объективной реальности отсутствует. Субстадия 1. Рефлексы (от рождения до 6 недель). Связь младенца с миром осуществляется с помощью рефлексов, например, сосательного, хватательного, глазодвигательного.Субстадия 2. Первичные циркулярные реакции (6 недель — 4мес). Первыенавыки, например, сосание пальца, поворот головы на звук.Субстадия 3. Вторичные циркулярные реакции (4—8мес). Целенаправленное поведение, например, зрительно контролируемое дотягивание до объекта.
Сенсорномоторная стадия(0-2 года) Основные характеристики:Мир «здесь и сейчас». Отсутствие языка и мышления на ранних стадиях. Понимание объективной реальности отсутствует. Субстадия 4. Координированные вторичные циркулярные реакции (8—12мес). Появление намеренного, целенаправленного поведения; действия имеют значение и направление; появление имитации, жестов и слов. Начало практического интеллекта.Субстадия 5. Третичные циркулярные реакции (12—18мес). Это последняя «чисто» сенсомоторная стадия, характерно наличие представления об объекте; развитие символических функций. Ребенок может менять привычные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет».Субстадия 6. Репрезентация (18—24мес). Способность к символизации, подражанию; попытки символических игр.
Дооперациональная стадия(2-7 лет) Основные характеристики:Эгоцентрическое мышление. Анимизм. Восприятие доминирует над рассудком. Скорее интуитивное, чем логическое мышление. Субпериод 1. Доконцептуальный (2-4 года). развитие символических функций, языка, воображения, способности действовать «понарошку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные: кормить куклу палочкой, как ложкой; укладывать спать на кусочек материи, как на подушку, и т.п.Субпериод 2. Интуитивный (4-7 лет). ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.
Дооперациональная стадия(2-7 года) Субпериод 1. Доконцептуальный (2-4 года). - Непонимание законов сохранения Эгоцентризм:«Как тебя зовут» – «Ваня»«У тебя есть брат» — «Да».«Как его имя?» — «Вова».«У Вовы есть брат?» — «Нет».… задача про поиск игрушки… Коллективный монолог:разговор в группе, но каждый говорит своё, почти без связи с тем, что говорят другие.
Дооперациональная стадия(2-7 года) Субпериод 2. Интуитивный (4-7 лет). - Появляется понимание законов сохранения, частично преодолевается эгоцентризм. Трансдукция:Лодки плавают, потому что они легкие, а большие корабли — потому что они тяжелые. Трудности в задаче на сериацию:Удаётся упорядочить по возрастанию не более 2-х объектов.
Стадия конкретных операций(7-11 лет) Основные характеристики:Понимание законов сохранения. Способность выделять классы и устанавливать отношения. Понимание чисел. Конкретное мышление. Развитие обратимости в мышлении В возрасте примерно семи лет умственные действия ребенка превращаются в операции, т.е. группируются в уравновешенную замкнутую систему. Но при этом ребёнок не может координировать несколько мысленных схем в схему более высокого уровня
Стадия формальных операций(формируется в 11-15 лет) Основные характеристики:Способность к обобщению. Логическое мышление. Способность рассматривать гипотезы. Способность к абстрагированию Достигается в областях, в которых есть опыт и к которым есть интерес
Ограничения в теории Пиаже Недооценивал способности детей Полагал стадии развития фиксированнымиПрактически не учитывал роль культурного и социального окружения.
Лев Выготский1896-1934 Родился в Орше (черта оседлости)Окончил гимназию с золотоймедальюВыиграл лотерею на поступление в Московский университет (попал в 3% квоту для евреев)Умер в 38 лет от туберкулёзаПервые переводы появились в 1962 году(книга Мышление и речь)
Выготский:Социокультурная теория индивидуального развития Индивидуальное развитие является результатом динамического взаимодействия между личностью и окружающими её социокультурными условиями.
Социокультурная теория индивидуального развития.Основные принципы Дети конструируют знанияОбучение может вести развитие за собойЗона проксимального (ближнего) развитияРазвитие нельзя отделить от социального контекстаЦентральную роль в умственном развитии играет язык и речь.
Социокультурная теория индивидуального развития и обучение Нужно ставить вопросы, прямо касающиеся учащихся Структурное обучение и основные концепции: Факты лучше запоминаются при сравнении с другими фактами; от общего к частному.Нужно понять исходную точку зрения ученикаНужно адаптировать задания так, чтобы они адресовались к имеющимся предположениям учеников.