Урок на тему:Индивидуальное развитие организмов – онтогенез по учебнику И.Н.Пономаревой 9кл.
Ход урока 1.Проверка знании2. Изучение нового материала3. Закрепление знаний4. Домашнее задание
ОПРОС: Какой предмет мы проходим в этом году?Что изучает общая биология?Какая система называется живой?Какие критерии живых систем вы знаете?На каком из них мы остановились?Что такое размножение?Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов?Какими способами могут делиться клетки?Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?
Коротко охарактеризуйте этот способ деления клеток Что это за процесс ? Где и когда он протекает? Каково его значение?
Изучение нового материала. Понятие об онтогенезе.Исторические сведения.Индивидуальное развитие одноклеточных организмов.Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.Эмбриональный период.Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.Постэмбриональный период.
1 - понятие об онтогенезе Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни.От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение.Способы размноженияПоловое (участвуют 2 особи)Бесполое (участвует 1 особь)ФрагментацияВегетативное размножениеПочкование Спорообразование Шизогония Полиэмбриония Клонирование При бесполом размножении организм может развиться:Из частей материнского организмаИз одной клетки (инициальной).
2-Исторические сведения Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.В 17-18 вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма
Ученные - эмбриологи Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологииА. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животныхФ. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический законА. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологииИ.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночныхЧ. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов
3 - Онтогенез одноклеточных организмов. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.
4 – онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов.Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений.
Цикл развития папоротника Цикл развития голосеменного растения
Цикл развития покрытосеменного растения
У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений Циклы развития кишечнополостных
Развитие червей
РАЗВИТИЕ БАБОЧКИРАЗВИТИЕ РЫБЫРАЗВИТИЕ ЗЕМНОВОДНОГО
Развитие пресмыкающегося
Развитие птицы
Развитие млекопитающего
5 – эмбриональный период Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения. Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш).Эмбриональное развитиеВнутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек)Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек ( яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д. )Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери , но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов : дробления, гаструляции и органогенеза.
Стадии эмбриогенеза: Дробление- Гаструляция - Первичный органогенезВ эмбриональном периоде .у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии , что говорит об общности происхождения.
6 – влияние факторов среды на зародыш С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов средыФакторы среды обитания Биотические Вирусы, бактерии, грибы, животные, растенияАбиотические Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва.
Воздействие радиации
Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов
Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства: Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ;Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;Не употреблять алкогольные напитки;Не курить;Не принимать наркотические средства;Полноценно питаться; Заниматься спортом.
7 – постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом.У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи ). ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НЕПРЯМОЕ (С ПРЕВРАЩЕНИЕМ) ПРЯМОЕ (БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ)
Закрепление пройденного материала Что такое онтогенез?Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов?Какой период онтогенеза называют эмбриональным?Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза?В чем преимущество непрямого развития?Какие факторы оказывают влияние на онтогенез?
7. Покажите на рисунке и назовите периоды онтогенезаК какому типу развития относится этот жизненный цикл?
Задание на дом : Изучить § 16 учебника.Выполнить задания в конце параграфа.Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных .
Презентацию подготовила учитель биологии средней общеобразовательной школы №1 г. Алагир, РСО-Алания Черчесова Рита Ханджериевна