Педагогический совет «Новые технологии воспитательного процесса» Воспитательная система «Эффективность дополнительного образования в воспитании учащихся »Разработка системы работы классного руководителя – группы СЭ-3 Боролис Н.Л.
Система работы с классным коллективом предполагает следующие формы работы: 1. Классный час как ключевой элемент в системе воспитательной деятельности классного руководителя. Такая форма работы занимает ключевое положение, поскольку содействует развитию осмысленного отношения учащегося к жизни, деятельности и самому себе, развивает и формирует способность каждого ученика быть субъектом в собственной жизнедеятельности. 2. Организация разновидовой деятельности учеников, вовлекающая их в самые разнообразные связи с реальным окружающим миром (в результате чего накапливается жизненный опыт как основа будущей самостоятельной жизни ученика).
3) Обеспечение обязательного индивидуального корректива развития личности, сохраняющего и развивающего особенности учеников. Это дает возможность педагогу поддерживать свободу проявлений учеником своих особенностей в рамках социальной необходимости и культурного уровня жизни.4) Профессиональная организация тонких влияний на семейную среду воспитания в целях повышения меры благотворности и социально-психологической комфортности ее для личностного формирования детей.
Организация и проведение классного часа В данной системе воспитательной работы ключевым моментом является классный час. Классный час – раздумье о жизни; групповое размышление о ее законах, о ходе настоящей жизни и о проектировании будущей; осмысление жизненных проблем.
Все классные часы в этой системе связаны логической нитью.
Примерная тематика классных часов«Человек в этом мире».Позиция рассмотрения феномена человека в мире – позиция сопоставления человека с животными.
«Интересы человека и интересный человек»Содействие расширению кругаличностных отношений подростка и круга разнообраз-ных видов его деятельности. Роль в межличностных отношениях спектра интересов человека. (Если человек обладает широким спектром, он интересендля окружающих и вокруг него много товарищей)
«Характер человека: каково со мной другим?»Мудрое изречение гласит: «Посеешь поступок – Пожнешь привычку, Посеешь привычку – Пожнешь характер». Пути становления характера (тезисы) : - характер начинается с действия;-действие выражает отношение к чему-то (кому-то);повторность такого действия порождает привычную форму;
«Как научиться учиться»Определяются общие главные умения, обеспечивающие успешность учения .Умение «видеть» предмет (помимо того, чтобы «смотреть» на предмет).2) Умение «слышать» (помимо «слушать»)3) Умение «читать» (помимо «считывать»)4) Умение «говорить» (помимо «разгова- ривать».5) Умение «думать» (помимо «размышлять»)
«Человек среди людей»Этот классный час начинает линию направленностисознания подросткана других людей.(Представление о Другомкак конкретном человеке,расположенном рядом иимеющем телесное воплощение. Другой существует всегда и вездедля человека цивилизации).
«Как уважать человека»Слово «уважать» образуется от слова «важный». Человек вообще очень важен для каждого из нас. Без человека наЗемле нет нас. И без других людей,которые бы нас лечили, учили, пели нам песни, возили бы в транспорте, делали куклы, украшения, растили хлеби овощи, никто из нас не может прожить.Каждый человек – важен на Земле.Уважать – значит признавать и выражатьэту важность любого человека.
«Человечество – это мужчины и женщины» В период становления самосознания подростки начинают осознавать свои социальные роли. (Социальная роль – это ожидаемое и одобряемое поведение человека в определенных обстоятельствах). От мужчин и женщин тоже ожидают определенных характеристик поведе- ния. Если ты мужчинаЛюди ждут от тебя защиты слабого,помощи слабому, выполнения тяжелой работы. От женщины ждут уважениязащитника, просьбы о помощи…
«Нравственность в мире животных»Воспитательная цель – Направить духовные силы подростка на собственное поведение, взглянув на себясо стороны тех действий,которые совершают животные по отношению к своим сородичам. «Чем больше узнаю собак, тем хуже я отношусь к людям». Бернард Шоу
Тематика классных часов может быть разнообразной.«Какие люди мне нравятся» «Кто любит меня – кого люблю я?»«Нравственность в мире животных» «Мое поведение – мое отношение»«Есть ли у человека недостатки?» «Где располагается душа?»
(Темы для классных часов) :«Мой день как часть жизни»«Как выглядит Зло?»«Великий и маленький человек»«Кого не нужно воспитывать» «Как я решаю свои проблемы»«Зачем человеку игра?»«Могу ли я изменить общество?»«Маленькое дело для моей Родины»
Взаимодействие с родителями как педагогическое влияние на семейное воспитание ученика 1) Родительское собрание – - деловое обсуждение процесса конкретной организуемой в лицее и дома деятельности детей в целях их развития; - общее осмысление хода организуемого воспитания в в лицее и семье; - сопряжение педагогических воздействий семьи и лицея, согласование научно-педагогического и семейного представления о воспитании и его результатах; - решение совместных дел (с подростками) во имя наилучшего развития каждой личности;
Примерная тематика родительских собраний 1. «Возрастные особенности подростка. Задачи учебного года». 2. «Нежность как форма взаимоотношений людей. Влияние отношений в семье и школе на развитие детей» 3. «Отношения в семье – образец социальных отношений» 4. «О межличностных отношениях в группе подростков» 5. «О способностях и роли деятельности в их развитии» 6. « Педагогика летнего отдыха»
Примерные формы работы: 1. Индивидуальные консультации по приглашению: (режим в жизни семьи; первые успехи ученика); 2.Новогоднее поздравление от имени школы в адрес родителей; 3. Этический семинар «Конфликты и их разрешение»; 4. Совет отцов; 5. «Малый форум о больших проблемах жизни»; 6. Круглый стол «Как научить быть умным»; 7. Индивидуальные консультации по итогам развития ребенка;
3. Совместная деятельность родителей и детей Это социально-ценностная работа души и тела по улучшению окружающей жизни, а значит, воспитательной среды для подростков. Это осмысление текущей жизни во имя определения гуманистической позиции, которую учится занимать достойный человек.
Примерные виды деятельности: 1. Совместная деятельность с детьми: «Наш дом - лицей»; 2. «Вечер в гостиной»; 3. Панорама творческих работ учащихся; 4. «Приглашение к чаю»: вечер отдыха учеников и родителей; 5. Праздничный акт «Завершение учебного года»
Такие педагогические акты взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся воспроизводятся периодически в каждой учебной четверти.Минимум организуемого взаимодействия за год: четыре родительских собрания; четыре акта педагогического осмысления родителями процесса воспитания собственного ребенка;четыре акта общей совместной деятельности детей и родителей;