3. Научное познание. Задание: Сравните несколько утверждений и выберите то, которое, на ваш взгляд, является научной истиной:У каждого человека есть своя аура.Каждый человек стремится к материальному достатку.У каждого человека есть свой ангел-хранитель.Каждый человек обладает определенным набором генов - носителей наследственности.
Черты научного познания: Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.Рационалистическая обоснованность.Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
Уровни научного познания эмпирическое познаниеимеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и экспериментатеоретическое познаниеимеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены
эмпирическое познаниетеоретическое познаниеМетоды научного познаниянаблюдение и экспериментнаучное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействияммоделью выступает научная гипотеза, то есть предположение, догадка
4. Ненаучное познание. Тип ненаучного познанияХарактеристикаМифологияМиф – это самый ранний способ понимания природной и общественной действительности.Миф – это повествование, его истинность не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей
Мифология Миф заменяет объяснение рассказом (например, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея).В мифах утверждается принятая в данном обществе система правил и ценностей. Мифы дали начало сказкам и эпосам – они служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов.
Виды мифов: космогенические (этиологические) – мифы о происхождении мира, животных, людей, происхождении природных сил,эсхатологические – мифы о грядущей гибели космоса (например, миф о потопе),календарные – мифы о смене времен года, об умирающих и воскресающих богах и героях,биографические – мифы о рождении, происхождении и жизни героев.
Тип ненаучного познания Опыт повседневной жизни(жизненная практика, практическое знание)ХарактеристикаОпыт повседневной жизни отличается от науки. Для науки знания – самоцель, а в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт».Большинство практических знаний не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.
Тип ненаучного познанияНародная мудростьХарактеристикаНародная мудрость – это афоризмы, загадки, пословицы и поговорки.Отличительной чертой народной мудрости является ее противоречивость.Под ее воздействием складываются взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали – здравого смысла.
Тип ненаучного познанияИскусствоХарактеристикаЦель искусства – не только познание мира, но и выражение эстетического отношения человека к действительности и к прошлому.Мир чувств и образов выражен в произведениях искусства и несет важную информацию, оживляя знания о мире. Художник, познавая мир, переносил его с помощью образа в искусство.Способ художественного познания – использование художественного образа
Паранаука Для паранауки характерны:претензия на универсальность, завышенные претензии на внимание к себе,часто нетерпимость к традиционной науке,уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.
4. Особенности социального познания. 1. В отличие от природы, общество познает само себя. Другими словами, субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают.2. Сложность изучаемого объекта – общества, в котором взаимодействую разные социальные силы, переплетаются экономические, политические, социальные, духовные причины событий и явлений.
3. Ограниченность использования некоторых методов познания. Изучение природы - наблюдение и эксперимент; в социальном познании возможности наблюдения и эксперимента ограничены. Возможен только ограниченный социальный эксперимент. Главный источник знаний – это социальная действительность, исторический опыт, разносторонняя общественная практика.
Принципы конкретно-исторического подхода: Анализ как текущей деятельности, так и ее условий; а также деятельности различных субъектов.Изучение общественных явлений в их многообразных связях. Использование метода аналогии – сходства предметов в каких-либо признаках.Выявление общего и особенного на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях. Выявление закономерностей, то есть устойчивых, существенных связей.
Вывод: Конкретно-исторический подход позволяет понять как отдельное событие, выделяя его особенности, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. Задание: Можете ли вы согласиться с утверждением: «Монархия сыграла в общественном развитии отрицательную роль»? Аргументируйте свой ответ.
Социальные факты, интерпретации, оценки В основе знаний об обществе лежат факты, интерпретации и оценки. Факты, используемые в социальном познании, получили название социальные факты.Виды социальных фактовдействия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп;продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки.
Социальные факты Объективные факты - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях Научные факты - это зафиксированные в книгах, рукописях, научных докладах научные знания об обществе Методы изучения социальных фактов – наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы.
Объективные фактыинтерпретацияНаучные фактыЧтобы факт стал научным, его следует интерпретировать, то есть объяснить, понять.С научным объяснением связана и оценка социального факта. Она зависит: 1. от свойств самого изучаемого объекта (события, факта). 2. от сравнения его с другими или идеалом.