Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (материалы к педагогическому совету)
«Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Д.А. Медведев, Президент Российской Федерации
Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения В условиях глобального рынка наиболее востребованы такие качества личностиПоэтому в нашу эпоху быстрой смены технологий необходима принципиально новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения
Школьное образование – один из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны Главный результат школьного образования должен достигаться вовлечением ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия и т.д.
Младшие школьники осваивают умение учится, приобретают мотивацию к дальнейшему обучениюПодростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробуют себя в разных видах деятельностиСтаршие школьники находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности
Важные задачи Усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегосяСоздание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями поведения, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и т.д.
Важные задачи Ключевая особенность современной школы – чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя
Важные задачи Создание новой школьной инфраструктуры: современные привлекательные школьные здания, современное оборудование, грамотные учебники и интерактивные пособия и т.д.Школа должна стать центром досуга и привлекательным местом семейного отдыха
Ключевые направления развития общего образования Обновление образовательных стандартовСистема поддержки талантливых детейРазвитие учительского потенциалаСовременная школьная инфраструктураЗдоровье школьников
Обновление образовательных стандартов Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять (с учетом специфики возрастного развития школьников)Развитие системы оценки качества при переходе с одной школьной ступени на другую, введение добровольной оценки качества, участие в сопоставительных исследованиях качества образования разного уровня
Численность выпускников – участников ЕГЭ
Средний балл
Обновление образовательных стандартов Требования к структуре образовательных программОбразовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, творческие занятия.
Обновление образовательных стандартов Требования к условиям реализации образовательных программ включают кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия достижения необходимых образовательных результатов(в ближайшие 2 года завершится переход к нормативному подушевому финансированию)
Система поддержки талантливых детей Поиск и поддержка талантливых детей (система спецшкол, конференции, семинары и т.д.)Создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка (расширение системы олимпиад, конкурсов и др., ученические портфолио, дистанционное, очно-заочное и заочное образование, новая система оплаты труда преподавателей)
Развитие учительского потенциала Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагоговПостоянное повышение квалификации и переподготовкаПополнение школ новым поколением учителей, необязательно с педагогическим образованиемТрадиционные конкурсы педагогов и приоритетный национальный проект «Образование»Новые системы оплаты труда – выделение базовой и стимулирующей части фондов оплаты труда (эта работа должна быть завершена в течение ближайших 3 лет)Новая система аттестации педагогических и управленческих кадров (обновление квалификационных требований и характеристик)Достойное пенсионное обеспечение2010 год в России – год учителя
Современная школьная инфраструктура Существенное обновление норм проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарных правил и норм питания, требований к организации медицинского обслуживания и к обеспечению школьной безопасностиШкольные советы для участия родителей и местного сообщества в управлении школойКонкурсный отбор малых предприятий, обслуживающих школыРасширение самостоятельности образовательных учреждений с высоким уровнем организации школьного хозяйства (автономные учреждения)Развитие взаимодействия с организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и др.
Здоровье школьника Заниматься здоровьем школьников должна не только семья, но и педагогиБольшее внимание нужно уделить качественной организации горячего питания, медицинского обслуживания и спортивным занятиям школьниковИндивидуальное обучение, выбор курсов по интересам, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно сказывается на здоровьеНасыщенная, интересная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни
«Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования»Закон РФ «Об образовании» (п.2 с.1) В 2010 году завершается пятилетний этап реализации этой программы – в каждом субъекте РФ должны быть сформированы элементы целостной стратегии обновления системы общего образованияНа следующем этапе реализации (2011 – 2015 гг.) указанные модели должны получить распространение в практике, ключевые параметры инициативы «Наша новая школа» должны быть полностью выполненыОсновные направления инициативы найдут отражение в ходе подготовки новой редакции Закона «Об образовании»