Муниципальное образовательное учреждениеВенгеровская средняя общеобразовательная школа №2Научно – исследовательская работаВеликие сказочники Европы. ВыполнилОяберь Урмас9 «Б» классРуководительНохрина Т.П.
Цель работы – ознакомление с биографиями Ш.Перро, Г.Х. Андерсена, Э.Т.А. Гофмана; раскрытие значимости их творчества для современного читателя.Задачи: 1. Доказать актуальность сказки в наше время.2. Выяснить, насколько хорошо современный читатель ознакомлен с творчеством сказочников Европы.3. Привить интерес молодому поколению к творчеству и жизни европейских сказочников. Методы исследования:- анализ художественной литературы;- анализ научной литературы;- метод опроса;- поиск полезных источников в Интернете.
Значение сказок в воспитании и жизни человека Большое воспитательное значение на детей оказывают сказки: - в сказках жизненная правда раскрывается в развернутом повествовании; -яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребёнком нравственных и эстетических идей народа;-сказки развивают личность ребёнка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей, большой мечты.
Отличительные черты сказок Европы. Социальная среда, в которой возникает сказка, общность исторических условий определенных эпох в разных странах обусловили и сходство сказочных мотивов. Однако сказки имеют и ярко выраженный национальный характер.
Шарль Перро (1628 – 1703) «Несмотря на свою несколько щепетильную, старофранцузскую грацию, - писал Тургенев, - сказки Перро заслуживают почётное место в детской литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны, не обременены ни излишней моралью, ни авторской претензиею; в них ещё чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно – чудесного и обыденно – простого, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла».
Перро был, как мы говорим теперь, новатором:-он ввел новый материал в литературу;-самобытная и остроумная манера изложения сближала волшебство с жизнью, придавая чудесам достоверность и возводя обыденное в ранг чудесного; -его последователи пошли по пути приспосабливания сказки к требованиям салонного искусства или… детской педагогики.
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) Гофману не за что было любить людей, но он умел любить Человека. Никто не мог сравниться с ним в дружбе. Для современников этот странный, изломанный человек так и остался загадкой.Читали его много, но вряд ли понимали глубоко. Не больше повезло Гофману после смерти: вершители литературных судеб сочли его причудливую прозу просто развлекательным чтивом. И много воды утекло, пока этот «неутомимый искатель высшей правды в искусстве» был оценен по заслугам…
Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875) «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни», - говорил Андерсен. И он щедро дарил радость каждой своей новой сказкой. Андерсен выступал с чтением сказок перед народом. Он не только не отрекался от своего «низкого происхождения, но гордился им и хотел, чтобы его сказки согревали детство ребятишек из таких же семей, и в какой вырос он сам. А самыми заклятыми его врагами были жестокость и чванство. Свою биографию (1846) он назвал: «Сказка моей жизни», но, может быть, «Гадкий утёнок» - тоже автобиография?
Великие сказочники Европы и современный читатель. Человек рассказывал и читал сказки во все времена. Интересно было узнать, насколько хорошо ознакомлен современный читатель с творчеством великих сказочников Европы.С этой целью был проведен небольшой опрос, в котором приняло участие 50 респондентов разных возрастных групп. Каждому респонденту предлагалось ответить на следующие вопросы:1. Какие сказки вы или вам читали в детстве?2. Знакомы ли вам имена Шарля Перро, Андерсена, Гофмана?3. Какие сказки вышеперечисленных авторов вы можете назвать?
Вопрос 1.
Вопрос 3.
Сказки Ш. Перро.
Сказки Г.Х. Андерсена.
Сказки Э.Т.А. Гофмана.
Итоги опроса. С помощью проведенного опроса выяснилось, что знание европейских сказок удовлетворительное. Современный читатель с творчеством великих сказочников знаком поверхностно, его знакомство с ними ограниченно лишь самыми известными произведениями.
Заключение. В ходе исследовательской работы выяснилось что, сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу – как никогда прежде, потому что наше время – время небывалых свершений и открытий. А все открытия, малые и великие, начинаются так: - А что если…