Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием
Цель: изучение понятия, основных принципов, методов управления персоналом и видов организационных структур на предприятии.Задачи:- провести анализ литературных источников;- изучить понятие объекта управления;- освоить принципы и методы управления персоналом на предприятии;- рассмотреть основные виды организационных структур.
Управление персоналом это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала предприятия
1) объект (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения; Основные части управления 2) субъект (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие и контролирует его исполнение.
Функции УП Планирование персонала, определение потребности в количестве и качестве сотрудников. Маркетинг персонала. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Обучение и повышение квалификации работников. Планирование карьеры. Мотивация персонала.
Функции УП Руководство персоналом. Управление расходами на персонал. Организация рабочего места. Обеспечение оптимального распорядка работы. Освобождение персонала. Сбор и учет анкетных данных. Управление информацией. Оценка результатов деятельности.
Функции УП Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины. Управление конфликтами. Правовое регулирование трудовых отношений. Налаживание сотрудничества с профсоюзами. Обеспечение охраны труда. Социальное обеспечение сотрудников. Развитие организационной культуры. Поддержание репутации фирмы.
Принципы научного менеджмента Ф.Тейлора Администрация - выработка научного фундамента для каждого действия, применяемого на предприятии; Администрация - отбор рабочих, тренировка, обучение и развитие каждого отдельного рабочего; Сердечное сотрудничество с рабочими для достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые выработаны администрацией; Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими; Выработка многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего
Принципы управления Г. Эмерсона - точно поставленные идеалы и цели; - здравый смысл; - компетентная консультация; - дисциплина; - справедливое отношение к персоналу; - быстрый, надежный полный и точный учет; - диспетчирование; - нормы и расписание; - нормализация условий; - нормирование операций; - стандартные инструкции; - стимулирование.
Принципы управления в теории администрирования А.Файоля 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство направлений. 6. Подчиненность личных интересов общим. 7. Вознаграждения. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность рабочего места. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух.
Организация – группа людей, работающих совместно для достижения определенных целей. Вся совокупность работников организации является ее персоналом.
Рабочие – работники, занятые выпуском продукции. Служащие – работники, выполняющие конкретные функции в сферах управления и обслуживания. Специалисты – работники, выполняющие технические или инженерные функции Руководители – работники, выполняющие функции управления
Распоряди-тельная Экспертная - Функции оперативного управления ресурсами 5 Творческий Логический Технический - Характер операций по управлению и обслуживанию 4 Умственный Физический Преимущественный характер труда 3 Управление Обслуживание и управление Производство и обслуживание Сфера деятельности 2 Администри-рование Технические и инженерные функции, основанные на конкретном научном знании Технические функции, регламентиро-ванные внутрифирмен-ными положениями Выпуск продукции, непосредственное воздействие на предмет труда Преимущественно выполняемые функции 1 руководители специалисты служащие рабочие Категории персонала Признаки категорирования № п/п Категории персонала предприятия по функциональным признакам
ФРТ- стадии процесса принятия решений (планирование, контроль, обработка информации и т.п.);- стадии производственно-хозяйственного процесса (снабжение, производство, сбыт и т.п.) или элементы производства (продукция, технология и пр.).
Структура управленияупорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Функциональная организация
Продуктовая организация
Дивизионная структура
Матричная структура
Иерархичность
Правовое обеспечение СУП состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.
Техническое обеспечение СУП организации составляет комплекс технических средств.КТС – совокупность взаимосвязанных единым управлением и (или) автономных технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации, а также средств оргтехники.
Кадровое обеспечение СУП - необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы организации.
Информационное обеспечение СУП - совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании.
Культура корпорации – это позиции, точки зрения и манеры поведения, в которых воплощены исповедуемые ценности.
«Теория Х»: следует принуждать или угрожать работникам, чтобы заставить их работать на организацию; - они любят безопасность, не амбициозны; - любят, чтобы ими руководили и не любят ответственности. «Теория Y»: - работа для людей также естественна, как отдыхать или играть; заинтересовавшись общими целями, они будут управлять сами собой, что значительно эффективнее, чем если ими управляют; они заинтересуются общими целями лишь в той степени, в которой увидят способ удовлетворения своих личных потребностей и потребностей в самосовершенствовании.
ПОРТРЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ Планирование и принятие решений Организация Коммуникация Развитие подчиненных Внешние контакты Навыки общения Лидерство Управление переменами
Методика «Лидер» Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, КОЛЛЕГИ!