Лабиринты одиночестваПодростковый возраст и одиночество в XXI веке Авторы проекта: Дубовиков Евгений, Худошина Анастасия, ученики 10 «а» классаНаучный руководитель:Мордвинкина Н. Ф.магистр соц. наук, социальный педагог
Цель проекта выявление механизмов проявления одиночества в подростковом возрасте, его негативного влияния на личностное здоровье подростков и причин, приводящих к возникновению одиночества.
Анализ научно-публицистической литературы по данной теме;Выявить отношение подростков к феномену одиночества и наличие (или отсутствие) состояния одиночества у наших сверстников;Исследовать факторы, влияющие на возникновение одиночества в подростковом возрасте; Составить портрет подростка, испытывающего одиночество;Провести анализ рисунков подростков;Соотнести теоретические выводы с практическими данными, полученными в ходе исследования;Разработать рекомендации для преодоления состояния одиночества.
Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие – великий дар.
Л. Вовенарт Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде – телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго длится.
Одиночество - особая форма самосознания личности, которая проявляется как переживание ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и отсутствие положительных интимных отношений с окружающими людьми
Одиночество в трудах писателей, ученых и философов
Из сочинения девятиклассника Теперь у меня нет желания появляться во дворе, где шум и гам, хочется уединиться, помечтать или подумать о чем-либо, побродить по городу, а потом опять вернуться к ребятам…
Причины возникновения одиночества в подростковом возрасте Развитие рефлексии. Переживание собственной непохожести на других и уверенность, что другие не поймут твою уникальность. Кризис идентичности и самооценки. Личностные особенности подростка.Неприятие подростка группой сверстников. Дисгармоничные отношения в семье.
Типы одиночества временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений);хроническое одиночество (характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности).
Исследовательская деятельность анкетирование 150 учащихся 9 –х - 11 – х классов тестирование 150 учащихся 9 - 11 классов на выявление склонности к одиночеству
Исследовательская деятельность опрос подростков 9 и 11 классов, склонных к одиночеству анализ рисунков старшеклассников
Диаграмма, отображающая основные проблемы подростков 14-15 лет
Диаграмма, отображающая основные проблемы подростков 16-17 лет
Психологический портрет подростка, испытывающего одиночество практически постоянно
Психологический портрет подростка, часто испытывающего чувство одиночества
Психологический портрет подростка, почти не испытывающего осознанного чувства одиночества
Результаты тестирования учащихся
Результаты опроса подростков, склонных к одиночеству на тему: «Кто ответственен за ваше одиночество?»
Результаты опроса подростков, склонных к одиночеству на тему: «Как школьники борются с одиночеством?»
Результаты проведения анализа рисунков старшеклассников Место старшеклассников в внутри некоторых социальных групп: Моя семьяМои друзьяМои одноклассникиНезнакомые люди
Результаты проведения анализа рисунков старшеклассников
Результаты проведения анализа рисунков старшеклассников
Результаты проведения анализа рисунков старшеклассников
Рекомендации «Что делать если тебе стало одиноко?!» Изучай самого себя. Ищи причины своего одиночества.Найди информацию по данной теме, изучи свое одиночество.Ищи человека, который сможет тебя понять, и с которым ты будешь откровенен.Найди какое-нибудь увлечение.Познакомься с новыми людьми.Необязательно иметь много друзей, некоторым достаточно одного -двух.Чтобы на тебя обратили внимание, стань интересным человеком.Необходимо помнить, что одиночество не всегда вредно; оно нужно для творчества, для общения с самим собой, для размышлений.Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.Стань дружелюбным, искренним, без фальши, таким, с каким хотелось бы общаться тебе самому.
Тренинг для старшеклассников по преодолению одиночества Упражнение на групповую сплоченность «Единство» Упражнение «Я в другом образе»
Тренинг для старшеклассников по преодолению одиночества Упражнение «Восковая палочка» Упражнение «Найди пару»
Не дайте одиночеству взять верх над Вами…Будьте счастливы!