ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8 САНКТ-ПЕТЕРБУРГАКонфликты и их решение г. Санкт – Петербург2011
Классификация и типология конфликтов ВертикальныеУчастники находятся в подчинении друг у друга80% от числа всех конфликтовГоризонтальныеУчастники не находятся в подчинении друг у другаСмешанныеВертикальные и горизонтальные конфликты объединены
Субъекты конфликта администрация организации;средний управленческий персонал; низший управленческий персонал; основные специалисты (в штате); вспомогательные специалисты (вне штата - по контракту);технический персонал;структурные подразделения; неформальные группы сотрудников.
Типы конфликтов. ВнутриличностныйК одному человеку предъявляются противоречивые требованияПроизводственные требования не согласуются с личностными ценностями или потребностямиМежличностный Борьба руководителя за ограниченные ресурсыСтолкновение личностей, неприятие ценностей друг друга.Конфликт между личностью и группой.Ожидания группы находятся в противоречиях с ожиданиями личностиПозиция личности не совпадает с позицией группыМежгрупповой конфликт.Конфликт между формальными и неформальными группами в коллективе
Типы конфликтов скрытыйоткрытый случайныеХроническиеСознательно провоцируемыеобъективныесубъективные
Типы конфликтов (по значению для организации) конструктивные (созидательные)конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы.
Типы конфликтов (по значению для организации) деструктивные (разрушительные).Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом.
Типы конфликтов (По сфере разрешения) Разрешаются в деловой сфереРазрешаются в личностно-эмоциональной сфере.
Типы конфликтов (по причине) Конфликт целейКонфликт взглядовКонфликт чувств
Причины конфликтов. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников.Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей.Ограниченность ресурсовНедостаточный уровень профессиональной подготовкиНеобоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам.Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителяРазличия в манере поведения и жизненном опыте.Неопределенность перспектив ростаНеблагоприятные физические условия.Психологический феномен.Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера
Как преодолеть конфликт? Руководителю необходимо заинтересовать подчиненного в том решении конфликта, которое он предлагает Аргументировать свои требования в конфликте Уметь слушать подчиненных в конфликте Вникать в заботы подчиненного Не повышать голос в конфликтном диалоге с подчиненным Переход с «Вы» на «ты» является фактически унижением подчиненного Если руководитель прав, он должен действовать спокойно, опираясь на свой статус При необходимости руководитель может использовать поддержку вышестоящих руководителей и общественности Не злоупотреблять должностным положением Не затягивать конфликт с подчиненным Не бойтесь идти на компромисс Если руководитель не прав в конфликте, то лучше его не затягивать и уступить подчиненному Надо помнить, что конфликтный руководитель — не плохой руководитель! Не забывайте, что конфликтный руководитель — всегда неудобный руководитель
Этапы решения конфликта Выявить скрытые и явные причины конфликтаОпределить интересы, желания конфликтующихПонять доводы, аргументы, интересы оппонентаСохранить позитивное отношение к оппоненту, сохранять эмоциональную выдержкуОтделить отношения и эмоции от самой проблемыИскать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.
Стратегия выхода из конфликта
Стратегия выхода из конфликта