ТЕМА 3. Композиция (структура) речи. Изобретение в речи.
Вступление Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей к предмету изложения. Иногда значение вступления переоценивают, считая его важнейшим условием удержания внимания слушателей в основной части. Удачное начало, конечно же, создает атмосферу ожидания, интереса, но, если в основной части оратор не оправдает этих ожиданий, разочарование и потеря интереса к теме неизбежны. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. В качестве примера можно привести следующие речевые приемы, которые используются ораторами во вступительной части речи:
ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы; краткое изложение производственной (или какой иной, в зависимости от аудитории) деятельности слушателей и их трудовых успехов; перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателям восприятие затронутой темы; изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи; использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений; Изложение плана предстоящей речи.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии. При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерностей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений.
МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА Существует, также, 1) ступенчатый метод, когда материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2) концентрический — рассмотрение данного явления со всех сторон; 3) спиральный — переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4) хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении; 5) логический — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 7) анализ проблемы. В речи нередко используется такой речевой прием, как смена аспектов в процессе аргументации: посмотреть на проблему с другой стороны; оставить в стороне технический аспект предмета и рассмотреть его с экономических, социальных или иных позиций.
Если оратор предполагает, что слушатели мало склонны принимать выдвигаемые доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы он переносит в начало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: «Мне могут возразить...» или «Иногда спрашивают …» На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении подводится итог выступления. Здесь также имеются свои особенности. Если оратор не вписался в регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления». В качестве рекомендаций можно предложить следующие варианты (речевые приемы) заключения:
изложить основную мысль выступления в виде тезисов; сделать заключительные выводы (заключительный вывод) из своих высказываний; высказать свое личное отношение к содержанию выступления; указать на еще не решенные проблемы; апеллировать к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действиям и т.д.); привести остроумное высказывание; сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставленную возможность изложить перед слушателями свои мысли. Структура монолога может реализовываться в конкретном выступлении через тот или иной план речи, увязывающий три ее составные части.
Вот некоторые примеры, которые приводит Д. Карнеги в книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»: 1. Изложение фактов 2. Высказывание соображений, вытекающих из них 3. Призыв к действиям 1. Продемонстрировать нечто плохое 2. Показать, как исправить это зло 3. Просить о сотрудничестве 1. Добиться интереса и внимания 2. Завоевать доверие 3. Изложить факты, разъяснить слушателям достоинства предложения 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать 1. Вот положение, которое нужно исправить 2. Нам следует сделать для этого то-то и то-то 3. Вы должны помочь по таким-то причинам