Тема 2. Виды красноречия. Социально – политическое Академическое Судебное Социально – бытовое Богословско – церковное Дипломатическое Парламентское Военное Торговое Лекционно – пропагандистское Диалогическое
Роды красноречия Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения. К социально-политическому красноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад,- политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь; к академическому красноречию — лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение; к судебному красноречию — прокурорскую, или обвинительную речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого; к социально-бытовому — юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово); к богословско-церковному красноречию — проповедь, речь на соборе.
Г. 3. Апресян подчеркивает: ...род в ораторском искусстве — это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Данная классификация в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя, как отмечает и сам автор, она не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные и полемические речи, такая эффективная форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.
Дополнения к классификации Классификация, представленная Г. 3. Апресяном, дополнена, расширена и уточнена А. Е. Михневичем. В ее основе также лежат представления о многообразии форм современной общественной жизни, учет целей и функций публичной речи, а также способов и форм ее произнесения. Наряду с социально-бытовым, социально-политическим, академическим, судебным, церко&но-богослов-ским красноречием исследователь выделяет: парламентское красноречие как разновидность социально-политического; дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта); '' военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв); торговое красноречие (реклама); лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций); диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов ,и ответов).
В академическое красноречие автор включает три основных вида: собственно академическое (в среде ученых — научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.). Как подчеркивает А. Е. Михневич, подобная схема разделения жанров искусства на роды и виды неизбежно огрубляет реальную действительность, но все-таки она «дает возможность увидеть, обозреть все многообразие живой человеческой речи, используемой не только в коммуникативной, но и в воздействующей (риторической) функциях»
Логическое построение речи Основные требования к созданию речи заключаются в логическом построении речи и сводятся к следующим требованиям: -требование ясности и определенности; -требование последовательности; -требование непротиворечивости; требование обоснованности.
Требование определённости Требование определённости высказывания означает, что слушатели должны понимать все слова и выражения употребляемые выступающим. Для того чтобы избежать неясности, неопределенности высказываний, необходимо исключить двусмысленные фразы, пояснять значение малознакомых аудитории слов, давать определения сложным понятиям. Самый строгий способ определения понятия — научное определение, когда указывается род, к которому принадлежит это понятие, и дается его видовое отличие. Например: «Прибыль — это результирующий показатель работы предприятия, представляющий собой разность между доходами и издержками производства». Дадим основные правила научного определения: 1. Определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объему (соразмерность). 2. Определение должно быть ясным и четким (определенность). 3. Определяемое понятие не должно выражаться через определяющее.
Последовательность изложения материала Это – логическая связь мыслей Логическая связь вопросов Знать правила деления темы на вопросы 1. Следует найти один существенный признак деления темы на вопросы, а если нужно — вопросов на подвопросы. 2. Вопросы должны раскрывать главную идею выступления; не должно быть лишних вопросов. 3. Необходимо соблюдать непрерывность деления, правильно выделять вопросы и подвопросы. 4. Вопросы не должны пересекаться, то есть не следует говорить об одном и том же в разных вопросах.
Требование непротиворечивости и обоснованности суждений Требование непротиворечивости изложения – утверждая что-либо о каком-то предмете или явлении для какого-то момента времени в каком-то отношении, нельзя это же отрицать. Требование обоснованности особенно важно соблюдать. Если нужно убедить слушателей в чём-то или склонить их к определённым действиям. Для этого необходимо строить свою речь с учётом логической структуры обоснования: 1. Чётко сформулируйте мысль в виде тезиса. Тезис отвечает на вопрос: «Что мы доказываем»? 2. Тезис подкрепляют аргументами или доводами, которые называют основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем»? 3. Третий элемент обоснования – демонстрация. Показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как доказываем»?