Ораторское искусство Учебный курс Ст. преподаватель Метляева Т.В.
Тема 1. Введение в риторику. История ораторского искусства. Цели и задачи курса. Определение понятия риторика (ораторское искусство).
Риторика и философия. Взгляд Платона и Аристотеля на риторику как способ познания и толкования сложных явлений. Как способ формирования мышления, суждения, собственной позиции. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно хорошо владеть искусством слова, умением убеждать слушателей и влиять на их выбор. Риторика и философия. Взгляд Платона и Аристотеля на риторику как способ познания и толкования сложных явлений. Как способ формирования мышления, суждения, собственной позиции. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно хорошо владеть искусством слова, умением убеждать слушателей и влиять на их выбор. Риторика и этика. Выстраивая монологическую речь, выходя на аудиторию оратор должен помнить о моральных принципах риторики и знаниях речевого этикета: 1) Мысль – слово – дело; 2) речевые отношения; 3) правила для говорящего; 4) правила для слушающего. Убедительность и действенность, эффективность и влиятельность речи – главные качества в построении монологической речи.
Риторика Древней Греции. Древняя Греция считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты 5 века до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два собеседника в споре защищают два противоположных взгляда. По свидетельству Диогена Лаэртского, Протагор классифицирует выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы. Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий из Леснтин в Сицилии, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанный им учебник риторики не сохранился. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым. В начале слово софист имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце 5 века до н.э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.
С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ, в совершенстве владевший диалектическим методом диалога. Для Сократа диалектика — это философское искусство вести беседу, рассуждение с целью обнаружения, выяснения истины. Диалектик тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Иным был софистический метод обсуждения вопросов. Для софистов главное — одержать победу во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения. Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и ученый Аристотель. ,Он заложил основы риторики как науки, неотделимой от логики и диалектики. Свои мысли о красноречии он изложил в таких известных работах, как «Аналитики», «Категории», «Поэтика» и в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трех книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.
Риторика Древнего Рима Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Значительное место в его риторической теории занимает учение об идеальном ораторе. Он ставил перед оратором три основные задачи: доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов; доставить слушателям эстетическое удовольствие; воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности. ...наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление, — подчеркивал Цицерон. — Учить — обязанность оратора, доставлять удовольствие — честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление необходимо. Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих — величаво, о средних — стилем, промежуточным между обоими. Мысли Цицерона об ораторском искусстве не утратили своего значения и в наши дни. В 1972 году впервые на русском языке были полностью опубликованы его труды: «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах». Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и Квинтилиан (около 35-95 гг. до н.э.). Известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений». Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиаиа применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи. Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.
Первые русские риторики Первым древнерусским сочинением, рассказывающем о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия — представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т. д. Огромную роль в развитии риторики сыграл М.В. Ломоносов, которого Н. М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». Первую краткую риторику он написал в 1743 году. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Однако этот вариант был отвергнут академиками-немцами. Вторично он назвал свою риторику «Краткое руководство к красноречию» и также написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Риторики» появилось в 1748 году. «Риторика» М. В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства 'лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
Риторика М. М. Сперанского, И. С. Рижского Работа известного государственного и политического деятеля М. М. Сперанского была написана в 1792 - это был курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». По словам А. Ф. Кони, книга М. М. Сперанского представляет собой «систематический обзор теоретических правил о красноречии вообще, изложенных прекрасным языком». Она относится к роду нормативной, «учительской» литературы. В ней выделяются разделы: «О частях слова»,. «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении». Особое значение М. М. Сперанский придавал эмоциональности речи. Значительное место в его работе отводится описанию экспрессивности в слове и анализу природы •«страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения. Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» И. С. Рижского, написанная в 1796 году. Самым популярным стало 3-ье издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (М., 1809). По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны— Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И. С. Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца 18 века.
«Риторика» И. С. Рижского состоит из четырех частей. Первая часть, озаглавленная «О совершенствах слова, которые происходят от выражений, или об украшении», посвящена чистоте языка. Вторая часть называется «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или об изобретении». В третьей части «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» представлена теория жанров прозаической литературы 18 века. В четвертой части «О слоге, или о совершенствах слога» вновь рассматриваются проблемы чистоты языка. Достоинством риторики И. С. Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей 18 века (поэтов, прозаиков, ученых). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями — примерами из произведений Хераскова, Сумарокова, Дмитриева, Хемницера, Державина, Карамзина и других литераторов того времени. Как отмечают; исследователи, «риторика И. С. Рижского представляет собой единственную в своем роде теоретическую стилистику литературного языка 18 века».
Характерной особенностью русской риторики 19 века, отличавшей ее от всех других риторик, было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М. В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я. В. Толмачевым, Н. Ф. Кошанским, М. М. Сперанским, К. П. Зеленецким и многими другими. Русская риторика 20 века Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С. П. Обнорский, Л. П. Якубинский, В. В. Виноградов, П. А. Ларин, Л. В. Щерба и др. После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт Живого слова». В 1919 году ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики. В 50-60 годы ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Все это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами, как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в" области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения т. п. Общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродился в 70-х годах в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в некоторых вузах страны. В настоящее время велика потребность в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения вследствие процессов демократизации, возникновения новых социально-политических движений и общественных формирований, повышения социальной активности граждан, развития предпринимательской деятельности.