ИЗОТЕРАПИЯ
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого.Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.
МАТЕРИАЛЫДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки;Природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;Кисти разных размеров, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, клей, скотч.
На что необходимо обращать внимание арт-терапевту: Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура;Что выглядит странным;Чего не хватает у данного объекта;Где на рисунке расположены «барьеры», то есть вертикали;Что находится в центре;Есть ли растушевка;Где расположено изображение по отношению к краю листа;Соответствует ли изображение текущему времени года;
На что необходимо обращать внимание арт-терапевту: Есть ли на рисунке инкапсуляция, т.е. создание оболочки вокруг персонажей рисунка;Есть ли подчеркивание;Было лии исправление изображения стирательной резинкой;Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей;Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты;Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором;
На что необходимо обращать внимание арт-терапевту: Особое внимание следует обратить на подписи работ;Постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ ЭТАП 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание.ЭТАП 2. Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление.ЭТАП 3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.ЭТАП 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
МЕТОДИКИПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ Свободное рисование (кадый рисует что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе.Тема задается или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.
МЕТОДИКИПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаютсяя, партнеры общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу.
МЕТОДИКИПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
МЕТОДИКИПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает р исунок, добавляя что-либо, и т.д.
ОСОБЕННОСТИ ИЗОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ Эмпатическое принятие ребенка;Создание атмосферы психологической безопасности;Эмоциональную поддержку ребенка;Постановку творческой задачи и обеспечение ее реализации ребенком;Тематическое структурирование задачи;Помощь в поиске формы выражения темы;Отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение ограничений в их использовании.2. Выбор темы рисования, создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества.3. Поиск адекватной формы выражения4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ При анализе продукта творчества уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.