CASE-STUDY КЕЙС-СТАДИ Использование конкретных ситуаций
Историческая справкаВпервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому не редко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В1970-80 годы – повсеместное распространение методаИспользование в СССР при обучении управленцев. 90-е годы – новая волна интереса к методике кейс-стади В России активно данная технология стала внедряться лишь последние 5-7 лет.
Прообраз КЕЙС-МЕТОДАБиблейские притчи, беседы Сократа с ученикамиПодготовка медиковПодготовка правоведов, юристов Все эти подходы построены на использовании описаний конкретных случаев из жизни
CASEот латинского casus «случай, обстоятельство, происшествие» случай; обстоятельство, положение; дело, история; экземпляр, представитель множества, фактюридические и другие связанные с тяжбой и спором значения: судебное дело; случай, прецедент; судебная практикамедицинские и околомедицинские значения: случай заболевания; история болезни; состояние здоровья больноголюбовь, ситуация, когда двое влюбляются друг в друга; любовь с первого взгляда
Case – это (портфель, или набор документов)Карточка больного в медицинеДело подозреваемого в юриспруденции. Описание практической ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую разрешения.
КЕЙС представляет собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КЕЙС-СТАДИ – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
Что такое кейс в образовании(учебно-конкретная ситуация)?Кейс – это учебное пособие в котором описываются реальные факты и события, позволяющие студентам прочувствовать рассматриваемую ситуацию, самостоятельно провести, исследование, анализ и дать оценку на описываемое событие; Кейс-это инструмент позволяющий трансформировать учебный процесс с преподавания в обучение, снизить разрыв между преподаванием и обучениемКейс – это действенный инструмент обучения управленческим и бизнес навыкам
Что такое кейс-метод?
КЕЙС-МЕТОД порожден естественной потребностью участников образовательного процесса обращаться к жизненным реалиям для их последующего осмысления и преобразования
Case study или кейс-метод - этоисследовательская стратегия, направ-ленная на глубокий, полный и комп-лексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического случая.метод активного обучения, при кото-ром происходит понимание изучаемого предмета, содержащего неоднознач-ное, вероятностное знание, выявляе-мое при анализе практической ситуации.
Кейс-метод (Case study) — это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации на производстве, или история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование. Использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуаций из реальной профессиональной деятельности.
КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА Это метод обучения, когда учащиеся и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде, изучаются учащимися, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе
Кейс-метод как технология работаетза счет ориентации учебных целей на обучение через конкретные, практические проблемы, с которыми сталкиваются и решают специалисты очень многих сфер деятельности, меняется мотивация учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. У них развиваются очень важные интеллектуальные навыки, которые будут нужны им в дальнейшем обучении и освоении профессиональной деятельности.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.Вариативность, данный метод предпола-гает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:Обеспечение обучающихся широким набором наглядных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах, это приобретает очень важное значение в связи с недостаточным количеством материалов, используемых в рамках УМК по учебным предметам, либо с большим количеством информации о предмете изучения, но неумением ее использовать и анализировать и делать выводы.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:Прагматизм в обучении, ибо большой теоретический материал, предоставляемый для обучения, не всегда хорошо логически структурирован и тем самым затрудняет его усвоение, к тому же не всегда соблюдается важное соотношение существенной инфор-мации для усвоения и так называемой «воды», а обучающийся редко может самостоятельно «отделить зерна от плевел». При работе с кейсами восприятиеобучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.Самоменеджмент, т. е. умение работать с информацией.Успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся.Проблемность, проявляющаяся в опоре на конкретные проблемы, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.
Основными целями занятия по КС являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
Навыки, развиваемые CASEАналитические навыки Практические навыки Творческие навыки Коммуникативные навыки. Социальные навыки.Самоанализ.
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДАпроблемно-поисковый анализпрагматическое обучениеориентация на создание ситуаций выбора (обучение с учетом вариативности)обучение через анализ собственного опыта
Основания классификации кейсов поНаличию сюжета Временной последовательности изложения материла Субъекту (ам) кейса Способу представления материала Объему Наличию приложений Типу методической части
Основания классификации кейсов поПо названию доминирующей функции кейсаТренинг ОбучениеАнализ Исследование СистематизацияПрогнозирование
Классификация кейсовТренировочный Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуацияхОбучающий Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектовАналитический Выработка умений и навыков аналитической деятельностиИсследовательский Получение нового знания относительно развивающихся объектовСистематизирующий Систематизация ситуационного знанияПрогностический Получение сведений о развитии данной системы
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ КЕЙСКлассический кейс – развернутое описание ситуацииМини-кейс – сокращенное описание конкретной ситуации, в которой предельно конкретизирована учебная проблемаКейс, представленный в форме видеоматериалаГазетная статья (или подборка статей)Официальный документ (или подборка документов)Описание случая из жизни или профессиональной практики, произошедшего с кем-либо из участников учебного процессаСлучай, возникший в процессе обученияПовторный случай, то есть анализ принятого решения по конкретной ситуации
Функции преподавателяГотовит кейсы и задания к ним Проводит разбор кейсов в аудиторииВедет обсуждение кейсовОценивает групповую работу
Функции обучаемогоОзнакомление с материалами кейсаДиагностика проблемной ситуацииРазработка вариантов решения проблемыОценка вариантов решенийОбсуждение проблемы, вариантов ее решения и их оценки в группе
Условия эффективного применения технологии кейс-стадииНаличие у учащихся :базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования научных и производственных процессов и явлений;навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса;предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии
Условия эффективного применения технологии кейс-стадииПрофессиональная готовность преподавателя к: формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию учащихся на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения