Дружба в старших классах Мини исследованиеАвтор: Шакаева Седа 11 гум.Руководитель: Улунян Е.Е.
Значимость, актуальностьДружба в старших классах играет важную роль, потому что нужны люди, которые поддержат в трудную минуту и поймут и не осудят. Именно в старших классах становится важным отношение между сверстниками, они крепнут и развиваются. Что изучаетДружба – это эмоционально близкие отношения между людьми, характеризующиеся высокой степенью привязанности и любви.Цель Изучить теоретический материал по проблеме дружбы, выявить особенности появления дружеских отношений среди сверстников.Задачи - изучить понятие «дружба» - провести анкетирование - исследовать особенности появления дружеских отношений среди сверстников. Методы - опрос - беседы - наблюдение
Особенности возраста Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечались и раньше, сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12-13 летнем возрасте.
Возникновение дружеских отношений Основным содержанием развития дружбы в этом возрасте является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонент(симпатии), а также осознание этой привязанности.
Средства общения Отрочество сенситивно для развития средств общения. Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения
Виды общения Особую роль в общении со сверстниками, прежде всего сверстниками противоположного пола, играет «телефонное» общение, наиболее распространенное у школьников 13-14 лет. Родители часто жалуются психологу на многочасовые разговоры – «ни о чем» - подростков по телефону. Роль эксперессивного общения(одежда, жесты, интонации)Молодежный сленг
Опрос Как Вы понимаете дружбу? Что главное в дружбе?
Сколько у Вас друзей?
Поменялось ли Ваше отношение к дружбе?
Что изменилось? Отношения стали:Глубже ДорожеПоявились новые отношенияРазумнееСерьезнееПоявилось чувство долга
Итог Анализ ответов на вопросы об общем значения дружбы позволил сделать вывод о том, что старшие дети, в отличие от младших, выделяют категорию дружбы как самостоятельно значимую и ценную для себя (друг нужен, чтобы дружить; если бы его не было, было бы очень плохо и т.д.).
Выводы отношения дружбы реализуются в определенной совместной деятельности детей. В старших классах полем для развития дружбы является общение.отношения к другу – это личностные качества друга (спокойный, честный, умный и т.п.) и непосредственные описания отношений с возрастом происходит постепенное изменение значимых для дружбы характеристик друга от внешних и операциональных к внутренним и личностным (верность, понимаем друг друга и т.п.).
Список литертуры Л.Д.Столяренко «Основы психологии»В.А.Мохов «Исследование дружбы детей младшего школьного возраста»Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман «Дружба в старших классах»