Научно- исследовательская работа по литературе с учащимися старших классов Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 5 г.Волжска РМЭМалиной Н.А.( выступление на 8 Всероссийской конференции учителей преподавателей русского языка и литературы.)
Трудности при написании научно- исследовательских работ слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;большая загруженность учащихся, отсутствие времени;боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни знание;
Уровни прохождения 1 уровень – репродуктивный 2 уровень – эмпирико-практический3 уровень- исследовательский, экспериментальный4 уровень- творческий, продуктивно- деятельностный
Основные задачи научно- исследовательской работы формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.
Этапы работы Выбор актуальной темы Обсуждение выбранной темы, постановка цели, задачи и основные направления работы Обработка полученной информации.Оформление работы Защита исследовательской работыБолее глубокий анализ работы
ВЫВОДЫ цели исследования должны быть конкретными большая часть работы должна отводиться самостоятельной практической деятельности ученика
Научно- исследовательская работа должна быть Актуальной Исследовательской Иметь практическую значимость
Оформление работы титульный лист с обозначением школыклассаавтора темынаучного руководителяместа и года написанияна первой странице план работы в тексте главы и разделы приложения выводы и используемая литература
Основные требования к защите научно-исследовательской работе На конференцию научная работа должна быть представлена в форме 10-минутного доклада, который на заседании секции заслушивает комиссия;Кроме доклада, комиссии представляется сама научная работа, оформленная согласно требованиям, предъявляемых научной работе учащихся, а так же наглядный материал
Функция учителя Педагог - творческая личность СамообразованиеСтремление к исследовательской деятельностиУмение прогнозировать перспективу собственной деятельности, деятельности учащегося Диагностика творческих возможностей учащихся
Этапы работы с литературными источниками
Этапы работы над проектом Выбор темы Подготовка теоретического материла: Сбор материала: составление картотеки языковых единиц Разработка проекта Оформление результатов Оформление форм выражения итогов научной деятельности Презентация Рефлексия
Виды исследовательских работ. Доклад Тезисы докладаНаучная статьяНаучный отчетРефератМонография
Научно- исследовательские работы учащихся МОУ СОШ №5 г. Волжска РМЭ «Цветовая гамма в лирике С.Есенина»- Шарипова Оля-дипломант II школьной научно- практической конференции «ЮНОСТЬ РОССИИ», 2006 г
Научно- исследовательские работы учащихся МОУ СОШ №5 г. Волжска РМЭ «Сюжет и время в романе И.А.Гончарова «Обломов»- Шарипова Лена- дипломант II степени II школьной научно- практической конференции «ЮНОСТЬ РОССИИ» , 2006 г.
Научно- исследовательские работы учащихся МОУ СОШ №5 г. Волжска РМЭ Сидоркина Ольга «Музыка в судьбе и творчестве Б. Пастернака» - Дипломант II степени III научно- практической конференции, 2007
Научно- исследовательские работы учащихся МОУ СОШ №5 г. Волжска РМЭIII научно- практической конференции, 2007 Бенько Анастасия-«Сопоставительный анализ оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»дипломант I степени III школьной научно- практической конференции, 2007Дипломант IX поволжской научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского, 2008
Научно- исследовательские работы учащихся МОУ СОШ №5 г. Волжска РМЭ Николаева Ксения- Дипломант III степени III школьной научно- практической конференции, 2007 «Традиции и новаторство русской драматургии в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»Дипломант IX поволжской научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского, 2008 «Пушкин и Байрон. Сопоставительный анализ поэм «Корсар» и «Кавказский пленник»
Научно- исследовательские работы учащихся МОУ СОШ №5 г. Волжска РМЭ Шамсутдинова Регина «Сопоставительный анализ народного романса и народной песни»Дипломант III степени III школьной научно- практической конференции, 2007Победитель II муниципальной научно- практической конференции учащихся «Наследники Великой Победы», 2009 «Сон как раскрытие художественного замысла писателя в произведениях русской литературы (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Улицкая)
Научно- исследовательские работы учащихся МОУ СОШ №5 г. Волжска РМЭ Ревина Анна «Взаимосвязь литературы и музыки в наследии русской культуры» ( Сопоставительный анализ оперы Прокопьева «Война и мир» и романа Л.Н.Толстого «Война и мир») победитель школьной научно- практической конференции, 2006г,Лауреат II степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги- 2007г», г.Москва
В незнании покоится печаль, в познании и в разуме - надеждаС Вургин
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!