Пётр Великий русской литературы научно – исследовательская работа по литературе выполнили: Жантурина алия и сапашева асия.Ученицы 8 класса МОУ «СОШ п. нива» Руководитель: Макашева К.М.
Введение У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.
Исследовать вклад, великие открытия М. В. Ломоносова, выяснить его место и роль в науке и литературе.Изучить материал о жизнедеятельности М. В. Ломоносова.Выяснить значение Ломоносова в истории литературы.Понять, почему В. Г. Белинский назвал Ломоносова «Пётр Великий Русской литературы»?Проанализировать полученную информацию, сделать выводы о роли Ломоносова в области языка и литературы.
Пётр великий русской литературыНа уроках литературымы изучаем егопроизведения. Мызадумались, почему жеон был такимнеобыкновеннымчеловеком, что дажеБелинский называет егоПетром великимрусской литературы?Творческая личностьне можетсформироваться внеобщества, народа,определённойкультуры.
Историк, ритор, механик, минералог,художник, и стихотворец,Он всё испытал и всё прошёл.А. С. Пушкин
М.в. ломоносовМ. В. Ломоносов родился 19 ноября 1911 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора
Грамоте Михаила обучил дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение- оставить родной дом и отправиться в Москву
Найденные автографы нам говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к он не знал латинского языка.Через полгода он был переведён в следующий класс.За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языку.
В 1730 году поступил в Славяно- греко- латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным знаниям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Вначале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Осенью 1736 года трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии.
Ломоносов стал самым образованным человеком в РоссииЗнал несколько языков.Сочинил множество стихов.Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
«Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта», писал Пушкин; «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения.»Ломоносов везде сказал своё слово, сделал много открытий: Ломоносов опроверг существующее в западной науке того времени учение об “огненной материи”. “Физическая химия, — писал он, — есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях... Химия моя физическая”. Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была “ночезрительная труба” Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Ломоносов в 1763 опубликовал руководство “Первые основания металлургии или рудных дел”, в котором подробно рассмотрел как свойства различных металлов, так и практически применяемые способы их получения. Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления “Атласа” с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50) и “Краткий российский летописец” (1760).
Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
Труды ломоносова в области языка и литературыЛомоносов излагает своё учение о «трёх штилях» в своём рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке».Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка.
Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие.
Реформа стихосложения Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провёл вслед за Тредиаковском . Ломоносов развил это положение, довёл преобразование. русского стиха до конца . В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал«Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и другими размерами.
Значение ломоносова в истории литературы 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довёл до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил её своими поэтическими произведениями. 2. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII- XIХ веков. 3. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неустанных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения.
Проделав исследование по данной теме, мы делаем следующие выводы: действительно, в деле общего духовного – а вместе и литературного – возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы.
Орден ломоносоваОрденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно – исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765г.
Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку. И как писал академик С. И. Вавилов: «Только теперь, спустя 2,5 века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырём науки. Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, приборостроении, геологии, географии, языкознания и истории достойно было бы деятельности целой академии.»