Классицизм - литературное направление ХVlll, начала XlX веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах. Классицизм - литературное направление ХVlll, начала XlX веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах. Представители классицизма в России: Державин, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин
ИСТОКИ МИРОВОГО КЛАССИЦИЗМА – ФРАНЦИЯ ХVll века . Воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н. Буало ИСТОКИ МИРОВОГО КЛАССИЦИЗМА – ФРАНЦИЯ ХVll века . Воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н. Буало ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО – обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная В ОСНОВЕ ЭСТЕТИКИ – принцип рационализма и «подражания природе»
Основные черты классицизма: Основные черты классицизма: Культ разума; Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях»; Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; Подчеркивается объективность повествования; Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Для классических пьес характерны: Для классических пьес характерны: Принцип трёх единств Единство времени ( действие развивается не более суток); Единство места (действие происходит в одном месте); Единство действия ( одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (не более 5-10), нет побочных действий, персонажей).
Строгая иерархия жанров: Строгая иерархия жанров:
Особенности русского классицизма Особенности русского классицизма Связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей времени. Обличительно-сатирическая струя в творчестве писателей. Интерес к истории своей Родины. Защита преобразований Петровской эпохи. Русский классицизм показал человека в его духовной жизни.
Михаил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Труды Ломоносова в области филологии были направлены на решение задачи упорядочения и развития Труды Ломоносова в области филологии были направлены на решение задачи упорядочения и развития национального языка русской науки и литературы, на создание силлабо-тонической системы стиха.
1739 год. «Письма о правилах русского стихотворства». Реформа распространена на все размеры; описано 30 стихотворных размеров; открытие четырехстопного ямба. 1739 год. «Письма о правилах русского стихотворства». Реформа распространена на все размеры; описано 30 стихотворных размеров; открытие четырехстопного ямба. ЖАНРО-СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА.
ОДА (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события. ОДА (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события. Из истории жанра. Возник в античности, сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской теории классицизма ода создается как жанр героический, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным «возвышенным» стилем выражения.
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может Ни множество веков, ни една древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может Ни множество веков, ни една древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей14» Будюкина В.И.