Автор презентации: Давлекова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ципьинская СОШ» Балтасинского района РТ
Урок литературы в 9 классе «Барышня» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Глава III.)Эпиграф:Она была девушка,Она была влюблена.
Цели урока- Продолжить знакомство с содержанием романа «Евгений Онегин».- Проанализировать основные эпизоды романа, в которых раскрывается внутренний мир Татьяны Лариной – героини с истинно русской душой.
Ольга и ТатьянаПочему автору неинтересно описывать Ольгу (строфа 23)?Сравните портрет Ольги, данный автором, с портретом, данным ей Онегиным .Почему, описывая Татьяну, автор употребляет частицу «не», показывает, какой она НЕ была?
Скажи: которая Татьяна?"- Да та, которая грустнаИ молчалива, как Светлана,Вошла и села у окна. -"Неужто ты влюблен в меньшую?"- А что? - "Я выбрал бы другую,Когда б я был, как ты, поэт.В чертах у Ольги жизни нет.Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:Кругла, красна лицом она,Как эта глупая лунаНа этом глупом небосклоне".Владимир сухо отвечалИ после во весь путь молчал.Всегда скромна, всегда послушна,Всегда как утро весела,Как жизнь поэта простодушна,Как поцелуй любви мила,Глаза как небо голубые;Улыбка, локоны льняные,Движенья, голос, легкий стан,Всё в Ольге... но любой романВозьмите и найдете верноЕе портрет: он очень мил,Я прежде сам его любил,Но надоел он мне безмерно.Позвольте мне, читатель мой,Заняться старшею сестрой.
ВыводОльга – беспечная, беззаботная, легкомысленная девушка. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…». В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга – Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.
Итак, она звалась Татьяной.Ни красотой сестры своей,Ни свежестью ее румянойНе привлекла б она очей.Дика, печальна, молчалива,Как лань лесная боязлива,Она в семье своей роднойКазалась девочкой чужой.Она ласкаться не умелаК отцу, ни к матери своей;Дитя сама, в толпе детейИграть и прыгать не хотела,И часто целый день однаСидела молча у окна.Ее изнеженные пальцыНе знали игл; склонясь на пяльцы,Узором шелковым онаНе оживляла полотна.Но куклы даже в эти годыТатьяна в руки не брала;Она в горелки не играла
Вывод Татьяна не похожа на своих сверстниц, на сестру, потому что она одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…Ей неинтересно то, что интересно обычным людям. Это выделяет Татьяну из окружения. «Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Важной частью мира Татьяны является природа.
Вопросы урока:Почему Татьяна полюбила Онегина?Как письмо характеризует Татьяну?Почему идеал человека воплощен Пушкиным в женщине?
«Пора пришла, она влюбилась…»Почему Татьяна решила, что Онегин – тот, кого она ждала?Сравните отношение Пушкина к любви Ленского и Татьяны.Прочитайте, как Пушкин описывает состояние влюбленной девушки.Прочитайте выразительно разговор Татьяны с няней. Какова его роль?
«Письмо Татьяны предо мною…» Послушайте письмо Татьяны. Как письмо характеризует героиню? Что чувствует Татьяна после написания письма? Послушайте фрагмент из оперы «Евгений Онегин». Как П.И.Чайковский передает чувства героини?
Как Татьяна встретила Онегина, когда он приехал?
Почему идеал пушкина воплощен в женщине?Женщина – цельное существо, в ней меньше разлада между мыслью и чувством, ее интуиция бывает глубже, ей более свойственна верность своему чувству и убеждению. Она нередко взрослее и ответственнее, чем мужчина.Женщина всегда была для А.С.Пушкина великой тайной. В Татьяне Пушкин выразил чувство тайны: тайны, бытия, тайны человека, тайны России; в ней он воплотил свою мечту об идеальном, прекрасном человеке.Вопрос о любви был для Пушкина одним из самых важных вопросов жизни. Он, увлекавшийся женщинами много раз, прекрасно знавший женщин, всю жизнь мечтал об одной-единственной, полной, всепоглощающей, великой любви – и всю жизнь сомневался, способен ли он на такую любовь. Созданный задолго до женитьбы образ Татьяны воплотил пушкинскую мечту о настоящей любви.
Домашнее задание: написать письмо Татьяне
спасибоза урок
ЛитератураДолинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. – Л.: «Дет. Лит-ра, 1985.Зеленков В.А., Зильберман Б.Г. Проблемное преподавание литературы в школе. – К.: Тат. книжн. изд-во, 1970.Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как проблемный роман//ж-л «Лит-ра в школе», - №5, 2000.