Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 села СерафимовскогоАрзгирского района Ставропольского края Работу выполнилаученица 10 класса МОУ СОШ №6с.Серафимовского Арзгирского районаЛукьянцова ДарьяРуководители:Бекетова Т.М.,Лукьянцова Д.П.
«Скуке -НЕТ!»
Основополагающий вопросКаков характер культуры и социальных взаимодействий современного общества в рамках места и роли молодежи ?
Проблемные вопросы Что такое досуг?Отдых – каков он?Как молодёжь предпочитает проводить досуг?Как обеспечить полноценный отдых молодёжи?
Цель Изучить особенности организации молодежного досуга и выработать рекомендации по его совершенствованию
Задачи Определить сущность и функции досуга молодежиРассмотреть технологии молодежного досугаСоздать банк идей организации молодежного досуга
Актуальность проблемыВ настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от культуры и искусства молодёжи, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.Использование свободного времени молодёжью является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Решение этого вопроса должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, планирование и управление учреждений сферы досуга
Исследование преследует две цели: 1.Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов2.Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Проверка данных - это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов
Для эффективного и качественного решения этих вопросов мне предстоит
Специфика и содержание молодёжного досуга Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, которая осуществляется в русле определённых интересов и целей, поставленных человеком перед собой, то это означает не пустое времяпровождение. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и ещё многим он может быть занят в свободное время. К специфическим чертам молодости относятся преобладание у неё поисковой, творческо-экспериментальной активности. По мере потери ориентации на труд и других ценностей, молодёжь уходит в игру, в пространство виртуальных миров. К другим особенностям молодёжного досуга относится своеобразие среды его протекания: вне дома, в компании сверстников. Это объясняется потребностью молодёжи в эмоциональных контактах.
Современная законодательная база о досуге молодёжи
Технология молодёжного досуга Одним из основополагающих документов, в котором впервые за последнее время приводятся характеристики досуга, стала Концепция модернизации Российского образования до 2010 года. Деятельность человека в свободное время определятся объективными условиями, окружающей средой, сетью культурно-досуговых учреждений.Организация разнообразных форм досуга и отдыха создаёт условия для полной самореализации в сфере досуга. Деятельность культурно-досуговых учреждений играют важную роль в нравственном, патриотическом и профессиональном воспитании молодёжи.
Вопросы организации досуга в литературных источниках Проблема досуга не является новой в науке. Широко представлена в работах К.Маркса, Ж.Дюмазедье, М.Фурастье, Дж.Риверса, Г.А.Евтеевой, С.Н.Иконниковой, Г.П.Орлова, Ю.А.Стрельцова и др.Изучение и анализ специальной литературы позволил мне рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции.
Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
Пассивный отдых Настольная играПросмотр газетНепринужденная беседа
Пассивный отдых Обмен мнениямиПрогулка
Активный отдых ФизкультураСпорт
Активный отдых ТуризмИгры
Активный отдых Просмотр кинофильмов Посещение выставок, театров, музеев
Основные функции активного отдыха Восстановительная – обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность. Функция развития обеспечивает развитие духовных и физических сил человека.Гармонизация – обеспечивает гармонию души и тела.
Требования к организации досуга молодежи Необходимо подходить к досугу как к средству воспитания и самовоспитания человека, формированию гармонически развитой личности.Разнообразие, личный интерес, развлекательный и ненавязчивый характер.Полная деалкоголизация.
Единственный способ обеспечить качественный досуг – предоставить возможность каждому проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха
Социальная роль досуга Общественно осознанная необходимость (самореализация творческого и духовного потенциала молодежи)Свободный выбор личностью досуговых занятий (реализация интересов личности- саморазвитие, общение, оздоровление)
Результаты анкетирования школьной молодёжи по проведению досуга дома
Результаты анкетирования школьной молодёжи по проведению досуга вне дома
Создание банка идей Учёт в деятельности запросов, интересов и потребностей молодёжного возрастаСоздание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских объединенийУчастие в различных конкурсах и фестивалях, поддержка коллективов и участников художественной самодеятельностиСоздание групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте Финансовое обеспечение досуговой деятельности
Модель организации досуга молодёжи
Информационные ресурсы http://www.erudition.ru/referat/ref/id.57254_1.htmlhttp://lib.com.ru/Jurisprudence/so_5_a4.htmhttp://www.5ballov.ru/referats/preview/90834/8Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - С.137-303.Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984гИконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Лениздат, 1987-167с.Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. – М: Просвещение 1988.-С.31-41.
Спасибо за внимание!Пусть досуг не будет скукой для Вас!