Роль диаспоры в развитии: международный опыт презентация Пиясири Викрамасекара (бывший старший специалист по миграции, Международное бюро труда, Женева)Международный семинар по экономическому и социальному воздействию миграции, денежных переводов и диаспорыЕреван, Армения, 24-25 июня, 2010 г.
Структура презентации Основные положенияВклад диаспоры в развитие родных стран (стран происхождения)Возникшие проблемыИзвлеченные уроки и положительный опыт Дальнейшие шаги.
Основные положения Все еще существует обширный пробел в знаниях о диаспорах.Общины диаспор весьма разнообразны: различны первоначальная мотивация миграции, навыки, этнические особенности, продолжительность пребывания (старые и новые диаспоры), миграционный статус, направления (диаспоры ‘юг-север’ и ‘юг-юг’ (Африка)).Все группы, составляющие диаспору, оказывают содействие родным странам –диаспора (квалифицированная / научная / интеллектуальная) их не монополизирует.Между обещаниями и фактическим вкладом диаспор все же есть существенная разница. Для эффективного взаимодействия с родиной общинам диаспор также нужна поддержка.Родные страны наряду со странами проживания должны активно содействовать взаимодействию с диаспорой.Вклад диаспоры - это лишь один из нескольких аспектов миграции, способствующей политике развития (денежные переводы, возвратная миграция и т.п.).
Различные аспекты содействия со стороны диаспоры ПоложительныеЭкономическиеДенежные переводы, инвестиции, экспорт, туризмИнтеллектуальныеНавыки, ноу-хау, информационные сети Социальные: создание гражданского обществаФилантропия: благотворительность и пожертвования ПолитическиеЛоббирование, пропаганда, посредничествоКультурныеНегативныеПридают устойчивый характер противоречиям в родных странах.
Содействие диаспоры по типам навыков Большее количество ‘+’ –ов соответстует более существенному вкладу. Источник: Викрамасекара 2009 (Wickramasekara 2009)
Индикаторы транснационального взаимодействия – Пять Т (M. Орозко) Пять ТТранспортные перевозки Телекоммуникации ТуризмТрансфер денег Торговля (товары родной страны). Индикаторы: частота контактов с родиной, инвестиции, денежные переводы и бизнес в родной стране, состав диаспоры (по данным опросов, проведенных в латиноамериканских, карибских диаспорах, а также диаспоры Ганы).Не охватывают обмен знаниями, передачу навыков и технологии, вероятно по причине того, что они основаны на информации, собранной на уровне домохозяйств.
Уровень транснационального взаимодействия ганцев, в процентах от общего числа респондентов диаспоры (источник: Орозко 2006).
Сети сведений о диаспоре (ССД) Делают возможным виртуальное взаимодействие, участие, возвращение.В 1999 году Мейер и Браун выделили 41 ССД (на базе интернета), а в 2005-ом по оценкам Мейер и Ватье существовало 158 ССД. В работе Кузнецова (2006) проводятся результаты исследований по ряду стран.Для диаспоры легче инициировать что-либо, чем довести до конкретного результата. Проблемы обозначенные Лоуелл и Гаровой:Бездействие: уровень бездействия 34% (21 среди 61 ССД) Провал: 27% сетей с гос. поддержкой потерпели неудачу (4 из 15)Примеры: South African Network of Skills Abroad (SANSA); обследование показало, что 46% от 2440 контактов электронной почты не работают; ответили лишь 428 респондента, из которых 40% редко или никогда не пользовались веб-сайтом.Digital Diaspora Network for Africa (неактивна, поддерживается ООН);
ССД – данные исследований Женевской научно-исследовательской сети (ЖНИС) Исследование посвящено научной диаспоре Колумбии, Индии и Южной Африки в Швейцарии.Основные выводыВысокая мотивированность к участию.Ограниченность индивидуальной инициативой, в частности в случае Индии, Южной Африки.Стабильная занятость и статус резидента имеют решающую роль в определении обязательств.Ограниченная государственная поддержка как родной, так и принимающей страны.Положительный опытШвейцаро-Южноафриканская двусторонняя исследовательская программаЮжноафриканский департамент науки и технологии и Швейцарский государственный секретариат по образованию и исследованиямАссоциация колумбийских исследователей в Швейцарии (ACIS) http://www.acis.ch
Исследование ЖНИС - продолжение Факторы ограничивающие вклад диаспорыПроблемы интеграции в принимающее общество, языковые барьеры.Ограничения из-за стрессов, перенапряжения на работе.Нехватка институциональной поддержки, поддержки частных компаний.Нестабильная занятость и статус резидента.Нехватка активных обязательств со стороны родной страны.Нехватка единства среди членов диаспоры, например, среди тех, кто имеет низкую квалификацию.Gabriela Tejada / Jean-Claude Bolay (eds), Scientific diasporas as development partners: Skilled migrants from Colombia, India and South Africa in Switzerland: empirical evidence and policy responses, Peter Lang, Bern, 2010
Проблемы во взаимодействии с диаспорой Маппинг диаспоры: количество, расположение, характеристики.Разногласия в диаспоре: соперничество, политические, этнические разногласия.Дублирование, попытки повторить уже сделанное кем-то.Слабая способность родных стран к взаимодействию с диаспорой, в особенности в странах, вовлеченных в конфликты. Слабая роль посольств – исследование Всемирного Банка Необходимость недооценивания ресурсов (человеческих и финансовых) с целью поддержания активности сетей (см. Кузнецов).Недостаток устойчивости и ответственности на местах, сохраняющаяся зависимость от донорского финансирования.Женские диаспоры невовлечены в большинстве инициатив.Жесткая визовая политика принимающих стран приводит к периодичному и временному возвращению.Недоверие правительств к политической активности некоторых организаций диаспоры.Недостаточно эффективные механизмы мониторинга.
Как родные страны содействуют взаимодействию с диаспорой? Создание специальных министерств и единиц: Армения, Бангладеш, Индия, Мали, СенегалОфициальное признание диаспор:Устав Африканского союза, Китай - особый статус китайцев за границейСпециальные льготы и уступки: двойное гражданствоПроведение ежегодных форумов диаспоры: Индия – ежегодный форум с 2003 года (Pravis Bharatiaya Divas).Вовлечение советников из диаспоры в политические ограны – официальные и неформальные (Филиппины, Сенегал).Сосредоточение на взаимодействии, а не только на возвращении. Так от девиза ‘Вернуться и служить родине’ (Huiuo fuwu) Китай перешел к лозунгу ‘Служить родине’ (Weiguo fuwu).
Как могут помочь принимающие страны? Маппинг диаспор: Комиссия ЕС по связям с миграцией и развитию: оказание помощи развивающимся странам в распознавании диаспор и укреплении связей с ними.Вовлечение диаспоры в программы по техническому сотрудничеству и развитию. Руководящие принциры GTZ, DFID по практическому сотрудничеству с общинами диаспор.Содействие образованию и развитию сетей диаспорыКомиссия ЕС по связям с миграцией и развитию.Совместная инициатива ООН и Еврокомиссии по Миграции и развитию; наращивание потенциала малых субъектов. Программа IOM MIDA .Согласованность иммиграционной политики с политикой развития:Политика интеграции общин мигрантов и соблюдение их прав.Благоприятные визовые режимы. Долгосрочный статус резидента в ЕС.
Source: GFMD 2009 Athens background paper session 1.2 - Roundtable 1.
Увеличение роли диаспоры в развитии: документ о стратегии сокращении бедности (PRSPs) Обзор 84 документов о сокращении бедности, осуществленный Блеком и Свердом для Программы Развития ООН HDRP 2009/38Нестыковка между намерениями развить политику по отношению к диаспоре и конкретными стратегическими инициативами: 17 стран ссылаются на диаспоры.7 стран отметили лишь намерение вовлечь диаспору.3 упоминули MIDA and TOKTEN.В Бенине и в Капо-Верде обращают больше внимания на политку по отношению к диаспоре.Из 7 субсахарских стран с министерствами/отделами, имеющими связь с диаспорой, только 2 (Бенин и Буркина-Фасо) упоминули их в PRSPs.Недостаточное увеличение роли диаспоры в агенствах развития. Доклад о человеческом развитии в Армении – сосредоточен на денежных переводах, осуществляемых диаспорой.
Избранный положительный опыт Индия - India – база знаний о диаспорах и изменениях политики High Level Committee on the Diaspora 2001.база данных проекта EC-UN Joint Migration Development Initiative (JMDI). http://www.migration4development.org/content/project-databaseПрограмма IOM Migration for Development in Africa (MIDA).Общепринятая программа UNDP TOKTEN – Transfer of Knowledge Through Expatriate Nationals.Двойное граждансто – 47 стран в 2008 г. Право голоса есть только у некоторых. Политики совместной разработки: например, мобилизация через “циркуляцию мозгов” малийской научной диаспоры для выгоды Университета Бамако: Франция/ Программа развития ООНScientists & Technologists of Indian Origin based abroad (STIOs). Dept of Science and Technology, http://stio.nic.in/
Ассоциации родных городов - HTAs Основаны мексиканцами в США.Модель экономического сотрудничества между мексиканской диаспорой и родиной – благотворительные организации мексиканских имигрантов достают деньги в США чтобы помочь своим сообществам в Мексике. Долевая субсидия от местных властей (местных, государственных, городских) и федерального правительства для пожертвования средств. Программа 3x1Деятельность сосредотачивается на здравоохранении, образовании и общественной инфраструктуре;Увеличение количества ресурсов невелико, но значительно в сельских общинах.Осуществленные HTAs коллективные денежные переводы замещают недостаточную правительственную помощь в сельских общинах.
Положительный опыт – продолжение. Создание специальных министерств и агенствИндия – Министерство по делам индийцев, существует с 2004 года, Армения – Министерство диаспоры, существует с 2008 года, Африканские страны.Филиппины: Комиссия по делам филиппинцев (с 1980 года) под эгидой Министерства иностранных дел: http://www.cfo.gov.ph Институт по делам мексиканцев за рубежом при Министерстве иностранных дел основан в 2002-ом:консультативный совет избранных представителей диаспоркоординирует 56 консульских учреждений в Северной Америке.
Дальнейшие шаги Создание и распространение более полной информации о диаспорах.Обеспечение более полной интеграции диаспор в принимающих странах, а также гарантии соблюдения их прав.Более активное взаимодействие между родной и принимающей страной.Странам происхождения следует создать благоприятные условия для взаимодействия с диаспорой.Взаимодействие с заинтересованными сторонами и руководством на всех уровнях: центральном, региональном, муниципальном, а также на уровне общин.Принимающим странам следует поддерживать структуры диаспоры и придерживаться дружественной визовой политики.Посольствам стран происхождения следует играть более активную роль.Способствовать укреплению потенциала: элитные группы диаспоры также должны помогать остальным группам.Более серьезный подход, в том числе, учет в Программах по сокращению бедности.