Один из путей подачи знаний об экологи - создание экологических проектов и внедрение их в жизнь. Метод проектов, положенный в основу в техники экологического воспитания, созвучен потребностям школьников и вырабатывает у них умение выстраивать свою деятельность, видеть ее перспективу. Результатом экологического воспитания является уровень культуры взаимоотношений, материализующийся в словах, поступках, делах. Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет сказал: «Если вы думаете на год вперед - сейте зерна, Если вы думаете на десять лет вперед- сажайте деревья,Если вы думаете на сто лет вперед- воспитайте человека.»Школа была и остается главным источником по «выращиванию» экологически образованной личности.
«Всё меньше- окружающей природы… Все больше- окружающей среды.» Р. Рождественский.Наш город не исключение. Эти слова становятся горькой правдой. И об этом надо говорить во весь голос! Этот проект- и есть колокол, который звонит нам о наших ключевых проблемах города: об уровне озеленения, о несанкционированных свалках, о малой изученности биологического разнообразия, о низком качестве питьевой воды, о состоянии водных ресурсов. Мы, жители города, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. При этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем . Необходимо, чтобы каждый человек впитал в себя с детства необходимость создавать вокруг себя жизненное пространство, научиться сажать деревья, цветы.Почему бы не сделать наш город зеленым и чистым? Очень важно научиться любить окружающий мир.
Человек и природа.Сотрудничество или противостояние?
Автор:учитель начальных классовВорфоломеева Светлана Владимировна МОУ "СОШ №7"г. Соль-ИлецкаОренбургской обл.
ГипотезаМы считаем, что человек в результатесвоей деятельности наносит непоправимый вред природе.
Проблемные вопросы:* согласен ли ты, что наш город находится в серьёзном экологическомкризисе? * человек является источником загрязнения окружающей среды?* какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести учащиеся нашей школы?
Цели:Изучить проблему загрязнения окружающей среды человекомНаучить собирать информацию из научной литературы и периодической печатиПриобщать к практической, исследовательской работеПомочь увидеть окружающий мир таким, каков он есть на самом деле: со всеми его противоречиямиРазвитие у учащихся самообразовательной активности
Задачи проекта:умение видеть проблемуи намечать пути ее решения-развивать мышление,память, внимание,речь т.е. познавательнуюдеятельность-творческие способности и активность учащихся-навыки самостоятельной работы-навыки коммуникативногообщения -находить, обрабатывать и обобщать информацию, с целью выбора необходимого материалапользоваться компьютерными программами: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Public Sheer для оформления результатов своей творческой работы-лаконично излагать свои мысли устно и письменно-навыкам передачи информации-потребность в непо-средственном участиикаждого школьникав экологическойдеятельности-воспитывать бережное отношение к природе-заложить основу формирования личностис новым образоммышления, и типомповедения в окружающейсреде-экологическим
Этапы реализации проекта1 этап. Подготовительный.2 этап.Организационно-теоретический.Практический.3 этап.Заключительный.
Учебные предметы-ознакомление с окружающим миром-трудовое обучение-рисование-русский язык-литературное чтениематематика
Самостоятельная работа в группах"Прежде чем действовать,поразмышляй!"этап замыслаэтап осуществления замыслаподготовка работы к презентации
Подготовительный этап-Создание презентации проекта для учащихся -Создание образцов творческих работ учащихся -Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта -Согласование вопросов-Подготовка учебно-материальной базы необходимой для реализациипроекта
Темы исследований учащихся-Экологическая обстановка г.Соль-Илецка-Роль человека в загрязнении окружающей среды-Какой вклад в решение этой проблемы, моглибы внести учащиеся нашей школы-Согласен ли ты быть участником экологического отряда
Этапы исследований-мониторинг жителей города и учащихся школы-агитационная работа среди учащихся-организация творческих групп-выбор темы исследований-составление расписания консультаций учителем творческих групп-сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме-анализ и обработка полученной информации под руководством учителя-выбор формы представления творческого отчета-обучение работе с компьютерными программами -оформление творческих отчетов
Заключительный этап-презентация и защита творческих отчетов участниками проекта;-выставка рисунков-торжественное подведение итогов проекта с демонстрацией лучших работ и награждением победителей;-рефлексия и анализ работы по проекту.
Материалы и оборудование.
Результаты представления ответов-презентация-презентация 2-буклет-выставка рисунков
МониторингКакие загрязнители окружающей среды вам известныНазовите источники загрязнения окружающей средыЯвляется ли человек источником загрязнения окружающей средыСчитаете ли вы Соль-Илецк экологически благополучным городомКак сделать, чтобы Соль-Илецк стал чистым, зеленым городом
Основные загрязнители
Является ли человекисточником загрязненияокружающей среды?
Что нужно сделать,чтобы Соль-Илецкстал чистым и зеленым городом?
Разбить население по территориям, закрепить участок за каждой группойПовесить предупреждающие плакаты, создать бригады контроляКаждую весну сажать деревья и цветы на закрепленных территориях
Человек является источником загрязнения окружающей средыПищевые отходы, пластиковые бутылки, бытовой мусор, выброшенные старые вещи, строительный материал, бумага, растительные остатки, тела мёртвых животных – вот, что мы нашли на улицах и в парках нашего города.
Какой вклад могут внести учащиеся нашей школы, чтобы сохранять город в чистоте?1. Проводить субботники не только на территории дома и школы.2. Не мусорить!3. Привлечь внимание жителей города к проблемам экологии.4. Проводить мероприятия прививающие бережное отношение к природе.5. Организовать отряд «Зелёный щит».6. Сажать деревья.7. Во время походов и экскурсий, проводить акцию «Чистая тропа».8. Проводить праздники «Золотая осень», «Зимушка-зима», «День птиц», «День Земли».9. Акция «Памятники моего города».
ЛитератураВ гостях у природы.Е.И.Леманская. г.Мытище.АО «Принт-экспесс».Энциклопедия «Хочу все знать!»г.Москва Эксмо 2006г. А.Зыкова,К.Мольков.Книга для чтения по охране природы. Захлебный М. Просвещение,1986г.Соль-Илецкий район Оренбургской области.Оренбург 2008.Краеведческий атлас. А.Чибилев, В.Петрищев.Организация научно-исследовательской деятельности на уроках. М:Школьная пресса-2003 г.Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся. М:Дидакт-2003.№6.«Гербы городов России» Н.А.Соболева«Города Оренбургской области» Челябинск, Южно- Уральское кн.изд www.bank.openipk.ruwww.novoniksosh3.narod.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!