Буддизм религия без божества Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым
Древняя Индия VI – V века до н.э. Основатель - Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни)544 г. до н. э. - 486 г. до н. э. Сиддхартха – тот, кто достиг цели Великий отшельник Великий царь болезнь старость странствия медитация Будда – ПросветлённыйБодхи – дерево просветления
Принципы учения Будды Сансараперерождение Кармавоздаяние Дхармаправедный путь Жизнь – различные комбинации нематериальных частиц - дхарм Сансара – бесконечная цепь перерождений – колесо жизни Карма - причинно-следственная связь Все люди располагают равными возможностямивстать на путь просветления 2. Ориентация на индивидуальную духовную жизнь
«Три Драгоценности» буддизма 1. Есть Будда – всеведущее существо, через цепь перерождений (сансара) достигшее просветления (бодхи), успокоения (нирвана) и освобождения (мокша) 2. Есть Дхарма – Закон Будды, сообщённый ученикам в виде Слова – проповедей и бесед (сутр) 3. Есть сангха – община равных,людей, не имеющих собственности, хранителей знаний
Четыре Благородные Истины 1. Истина о страдании. Сущность жизни есть страдание 2. Истина о причине страдания. Причина страданий - желания 3. Истина о прекращении страдания. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание 4. Истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий, просветлению и нирване Нирвана – «затухание», «угасание»,внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности
Восьмеричный (срединный) путь Этап мудрости (культура мудрости)1. Правильное воззрение, основанное на «благородных истинах»2. Правильная решимость – жизнь по принципам буддийского учения Этап нравственности (культура поведения)3. Правильная речь – доброжелательная, искренняя, правдивая4. Правильное поведение – непричинение зла5. Правильный образ жизни – мирный, честный, чистый Этап созерцания (культура медитации)6. Правильное усердие – самовоспитание и самообладание7. Правильное внимание – активный самоконтроль8. Правильное сосредоточение – верные методы медитации
Основные направления буддизма Хинаяна – «Малая колесница» - узкий путь спасения через жёсткий аскетизм для членов сангхи (буддийской общины) Махаяна – «Великая колесница» - широкий путь спасения для мирян,соблюдающих обеты духовного совершенствования под руководством покровителя (бодхисаттвы) Этический кодекс поведения: воздерживайся от убийства, воровства, прелюбодеяний, лжи, возбуждающих напитков. Ваджраяна – «Алмазная колесница» - только для посвящённых
Национальные формы буддизма III век до н.э. – государственная религия при царе Ашоке,распространение в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан)I век н.э. – в КитаеII в. – полуостров ИндокитайIV в. – в КорееVI в. – в ЯпонииVII в. – в ТибетеXII в. – в МонголииXVIII в. – в России(буряты, калмыки, тувинцы)XIX в. – в Западной ЕвропеОколо 700 млн последователей Главный принцип – не нарушать сложившиеся культурные традиции стран и народов и по возможности срастаться с ними
Чань-буддизм в Китае (дзен-буддизм в Японии) – IV век«Если Будда уже есть внутри нас, не нужны никакие усилия.Если Будды в нас нет, все усилия бесполезны»Главная форма обретения Будды – недеяние. Ламаизм – Тибет VII в. Уход от мирской жизни и созерцание сочетаются с магией и верой в многочисленные местные божества,ритуальностью и полным подчинением ученика учителю-ламе
Буддийский храм в Бурятии Иволгинский дацан – буддийский монастырь-университет
Праздники буддизма Цагалган (белый месяц) – начало нового года Майдари-хурал (Круговращение Майдари) – середина летаЛхамо - главная помощница владыки ада Эрликхана охотится за противниками ламаизма
Буддийские обряды 8 апреля – день рождения Будды Гаутамы Дуйнхор-хурал (праздник Калачакры) – начало проповеди Буддой; весна Дзул-хурал (святильный обряд) – покаяние за плохое обращение с животными; поздняя осень День смерти (паринирвана) Будды.В июле в память всех умерших пускают по рекам зажженные светильники Дни, посвящённые бодхисатвам и божествам совпадают с местными праздниками
Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет
Один из учеников спросил Будду:— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?Будда ответил:— Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?Ученик сказал:— Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.Будда сказал:— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.