«Безопасность на дороге – забота общая!» Серый АлександрМОУДОД «Центр детского творчества»г. Прохладный, КБР
Гипотеза: Обучение детей Правилам дорожного движения должно начинаться с раннего возраста, изучение основ безопасности дорожного движения будет эффективным только при поддержке всего общества, содействии органов ГИБДД, средств массовой информации, телевидения и эту проблему нельзя разрешить без активного участия самих детей и их родителей.
Цель исследования: Проанализировав различные источники, выяснить информированность детей и взрослых в вопросах безопасности дорожного движения.Доказать необходимость изучения и выполнения Правил дорожного движения.
Задачи: Изучить статьи в СМИ, документы и мнения специалистов по проблеме безопасности детей в условиях дорожного движения.Доказать актуальность и важность поднятой мной проблемы. Изучить состояние и опыт массовой практики по обучению детей правилам дорожного движения.Проанализировать свои возможности по формированию у детей–участников дорожного движения навыков безопасного поведения на улицах и автомобильных дорогах.
Перечень сокращений, условных обозначений ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД - Министерство внутренних дел ДОБДД - Департамент обеспечения безопасности дорожного движенияБДД - безопасность дорожного движенияДПС - дорожно-патрульная служба ПДД - правила дорожного движенияДТП - дорожно-транспортное происшествиеДДТТ - детский дорожно-транспортный травматизмЮИД - юные инспекторы движенияТС - транспортное средство
Методы исследования: сбор и анализ информации по проблеме на основе имеющихся источников; статистический анализ; социологический опрос; анкетирование; анализ продуктов детской деятельности;качественный и количественный анализ полученного фактического материала.
Из жизни нашего отряда ЮИД Первый отряд юных инспекторов движения был создан при Центре детского творчества в сентябре 2000 г. На смотре подразделений УГИБДД МВД КБР 2 апреля 2001 года юные инспекторы движения г. Прохладного были приняты в ряды ЮИД Кабардино-Балкарской Республики.
ЮИД
Изучение Правил дорожного движения, активная пропаганда «дорожной азбуки» среди своих сверстников в школах города и среди малышей из детских садов, а также родителей –вот основные направления деятельностиюных инспекторов движения. На занятиях мы изучаем ПДД, основы велоподготовкии медицины, можем оказать первую помощь. Мы не только учимся сами, но и учим других.
1. Анализ литературы по проблеме безопасности дорожного движения
«… 19-20 ноября 2009 г. в соответствии с резолюцией 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и по инициативе Российской Федерации в Москве прошла 1 Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения «Время действовать!» В ней приняли участие 148 стран мира, общее количество участников достигло 1,5 тысячи человек…» «Стоп-газета» №12-2009 г. «… Более 3,5 тысяч человек ежедневно погибают в ДТП. За год в мире погибают более миллиона человек и каждый пятый из них – ребенок. По сути, ежегодно с карты мира исчезает большой город, мегаполис. Более 50 миллионов человек получают травмы и увечья… … В России утверждена Национальная стратегия повышения безопасности дорожного движения, с 2006 года работает федеральная целевая программа, цель которой – к 2012 году сократить число жертв автомобильных аварий в полтора раза по сравнению с показателями 2004 года…» Президент Российской Федерации Д. А. Медведев
Количество ДТП с участием детей с детьми-пешеходами – 49%с детьми-пассажирами – 39%с детьми-велосипедистами – 7%
Причины ДТП с участием детей Неосторожность детей -55% Попадание детей под колеса транспорта на велосипедах - 10% Неосмотрительность родителей (переход с детьми в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования движения, перевозка детей по проезжей части в колясках перед собой, на санках и маленьких велосипедах) - 5-6%
Вывод На основе анализа статей в СМИ и других источников (мнения специалистов, государственные нормативные документы, специальная литература) я доказал важность, и необходимость изучения Правил дорожного движения с детьми и подростками.
2. Анализ практики изучения с детьми ПДД С родителями: Социологический опрос С детьми: Анкетирование «Наиболее распространенные опасности»Задание «Умение ориентироваться в экстремальных ситуациях» Тестирование «Как мы знаем ПДД»
Социологический опрос Цель: проанализировать мнения родителей, педагогов и инспекторов ГИБДД по поводу состояния существующей системы обучения детей Правилам дорожного движения, улучшения этой системы и желания взрослых участвовать в совместных обучающих программах по ПДД с детьми. Участники: родители, педагоги и инспекторы ГИБДД, сопровождавшие участников республиканских соревнований «Безопасное колесо». Количество: родители - 7, педагоги - 5, инспекторы ГИБДД - 8, всего – 20 человек.
Анализ полученных результатов: Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге должно начинаться с дошкольного возраста. Родители понимают необходимость совместного обучения и в целом готовы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД.Обучение ПДД должны вести специалисты, но с привлечением общественности, средств массовой информации и телевидения.
Задание 1-2. Цель: Проанализировать, какие опасности, по мнению детей, подстерегают их в современной жизни; как дети могут ориентироваться в экстремальных ситуациях.Участники: воспитанники МОУДОД «ЦДТ» г. Прохладного, КБР.Количество: 15 человек.Задание: Описать опасную ситуацию, в которую они попали сами или были свидетелями, указать ее причину, способы предотвращения и необходимые действия для выхода из нее.
Анкетирование «Наиболее распространенные опасности»
Задание «Умение ориентироваться в экстремальных ситуациях»
Задание 3. Тестирование Цель: Проанализировать, как дети знают правила дорожного движения и могут ориентироваться в экстремальных ситуациях на дороге.Участники: воспитанники МОУДОД «ЦДТ» г. Прохладного, КБРКоличество: 15 человекЗадание: Ответить на 10 вопросов по правилам дорожного движения (выбрать один правильный ответ из предложенных)
Вывод Дети недостаточно готовы к безопасному поведению на улицах и дорогах в современном транспортном потоке.Необходимо больше внимания уделять проблемам безопасности жизнедеятельности и в частности безопасности дорожного движения.Изучение с детьми Правил дорожного движения в детских садах и школах нуждается в совершенствовании и должно начинаться как можно раньше.
3. Статистический анализАварийность в Российской ФедерацииВ 2008 г. в нашей стране произошло 218322 ДТП, в которых погибли 29936 человек и были ранены 270883 человека. ДТП с участием детей – 21970 (1018 детей погибли, 22786 были ранены).Из них: детей-пешеходов - 390 погибли и 11374 ранены, детей-пассажиров - 517 погибли и 8667 ранены, детей-велосипедистов – 62 погибли и 1540 ранены.В 2009 г. произошло 203603 ДТП, в которых погибли 26084 человека и были ранены 257034 человека. ДТП с участием детей было 19970 (846 детей погибли, 20869 были ранены). Попали в аварию по собственной неосторожности – 5975 детей. Из них: детей-пешеходов - 329 погибли и 9889 ранены, детей-пассажиров - 425 погибли и 8583 ранены, детей-велосипедистов – 58 погибли и 1346 ранены.
Аварийность в Кабардино-Балкарской республике За 2008 год в КБР произошло 772 ДТП, в которых погибли 213 и ранены 960 человек.В 2009 году произошло 758 ДТП, в которых погибли 244 человека и получили ранения 958 человек. Количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось, однако тяжесть последствий велика. КБР стоит на 6 месте среди регионов с наибольшим уровнем тяжести последствий ДТП.С января по декабрь 2009 г. произошло 65 ДТП с участием детей и подростков до 16 лет, в которых 5 детей погибло и 68 были ранены. Из них: детей-пешеходов - 2 погибли и 30 ранены, детей-пассажиров - 3 погибли и 34 ранены, детей-велосипедистов – 2 ранены.
Постепенно снижается количество ДТП с детьми, снижается число погибших и раненых. Но жертвы все-таки есть и очень много.Наибольшее число погибших и раненых в результате ДТП бывает среди детей-пешеходов, детей-пассажиров и детей-велосипедистов.Причиной многих ДТП является неосторожность детей.Основные нарушения ПДД, допускаемые детьми:переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода;неподчинение сигналам регулирования движения;неожиданный выход на проезжую часть из-за ТС, деревьев, сооружений и др.;передвижение вдоль проезжей части при наличии тротуара;появление на проезжей части без взрослого;игры на проезжей части.
Анализ психолого-педагогической литературы и других источников показал важность и необходимость изучения Правил дорожного движения с детьми и подростками.Практика показывает, что причиной ДТП с детьми чаще всего становится их поведение. Они еще не умеют в должной степени управлять своими поступками. У них еще не выработалось способность предвидеть опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать этого должны помочь взрослые - путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
В ходе проведенного исследования, выяснилось, что:Проблеме изучения ПДД с детьми уделяется внимание, но его недостаточно. Даже если ребенок знает ПДД, он все равно теряется в экстремальной ситуации, часто не может применить свои знания, и дети в основном не готовы к безопасному поведению на улицах и дорогах в современных условиях.Доказана важность и необходимость изучения ПДД с детьми и подростками.ПДД необходимо соблюдать всем участникам дорожного движения, особенно детям.Мы сами должны позаботиться о своей безопасности.
Я на практике доказал, что взрослые и дети понимают важность изучения и выполнения Правил дорожного движения, и то, что справиться с проблемой детского дорожно-транспортного травматизма невозможно без привлечения самих детей, следовательно:«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ – ЗАБОТА ОБЩАЯ!»