Анализ урока (здоровьесберегающий аспект)
1. Гигиенические условия 1.1. Чистота в помещении; 1.2. Воздушный режим (п.2.5.): Проветривание: до начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
1.3.Тепловой режим (п.2.5.) в классных помещениях, учебных кабинетах лабораториях – 18-20 °С; в учебных мастерских – 15-17 °С; в кабинетах информатики – оптимальная 19-21 °С, допустимая 18-22 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15-17 °С
1.4. Естественное освещение (п.2.6.1.). максимальное естественное освещение; солнцезащитные устройства типа жалюзи, тканевые шторы светлых тонов (в нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами);
1.5. Искусственное освещение (п.2.6.2.). на рабочих столах – 300 лк, на классной доске – 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300-500 лк. не использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
2. Требования к режиму образовательного процесса (п.2.9.) 2. Смена видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, решение примеров и задач, практические занятия и др. (норма – 4-7 за урок) 3. Частота чередования видов учебной деятельности (примерно 7-10 минут);
4. Своевременное снятие утомления Динамизация поз в зависимости от характера выполняемой работы; Производственная гимнастика (физкультурная микропауза – 1 мин., физкультурная пауза - 5 мин., физкультурная минутка - 1,5-2 мин.) Норма: 15-20 мин. урока 1-2 мин.
Психолого-педагогический аспект урока
5. Использование разнообразных методов преподавания 5.1. По источнику знаний: А. Словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, диспут и пр. Б. Наглядные: иллюстрация, демонстрация. В. Практические: упражнение, лабораторная работа, практическая работа.
5.2. По характеру познавательной деятельности (Лернер, Скаткин, 1965): Объяснительно-иллюстративные (получают знания в готовом виде, учитель сообщает информацию, ученики воспринимают); Репродуктивный (на основе образца по алгоритму); Методы проблемного изложения (учитель ставит проблему - формулирует задачу – показывает способ решения) Частично-поисковые (эвристические) – организация активного поиска решения задач под руководством учителя Исследовательские – поисковая творческая деятельность по решению проблем
6.Благоприятный психологический климат и характер педагогического общения на уроке 1 .Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. 2. Обращение к ученикам по имени. 3. Беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза». 4. Поддержка учеников улыбкой, прикосновениями и т.д. (невербально). 5. Поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе. 6. Создание ситуаций успеха (учащиеся не боятся отвечать, раскованы, не боятся получить порицание).
7. Оптимальная мотивация учебной деятельности, развитие интереса Стимулирование эмоционального отношения учащихся к учебной деятельности (УД); Организация деятельности учащихся по определению целей УД; Стимулирование потребности учащихся в знаниях и мотивов УД (социальная и личностная значимость изучаемой темы)
8. Использование субъектного опыта учеников 1 .Выявление этого опыта путем постановки вопросов. 2. Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками. 3. Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. 4. Выстраивание на их основе изучения нового материала (понятия, приема). 5. Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.
9. Применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала 1 .Использование учителем разных источников сообщения информации. 2. Инициирование выполнения учениками заданий проблемных, развивающего характера. 3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. 4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями. 5. Применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения. 6. Учет специфики восприятия учащихся
10. Активная позиция учащихся 1 .Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы. 2.Анализ всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения). 3. Обсуждение наиболее рациональных способов. 4. Выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников. 5. Оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания. 6. Оценка уровня активности учащихся (высокий – низкий).
11. Аргументация отметок в конце урока по параметрам:Правильность Самостоятельность Оригинальность
Спасибо за внимание! Желаем удачи!