Уроки первой отметки Педагог-психолог Кириллова Т.В. Январь 2010г.
"С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки" (В.А. Сухомлинский, 1969).
Необходимость оценки знаний Оценки и отметки – неотъемлемая часть учебного процесса. Без оценки процесс усвоения знаний невозможен. Отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества детей. Оценка учителя оказывает большое внимание на качество отношений между учителем и учеником. Оценки и отметки взаимосвязаны с уроком в целом. Оценки и отметки способствуют развитию учащихся.
Оценка Оценка – это процесс оценивания в форме развернутого суждения. Учитель сначала разъясняет положитель- ные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отме- чает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Отметка Отметка – результат процесса оценивания, его условно- формальное отражение в баллах.
Функции оценки знаний Контролирующая Обучающая Образовательная Воспитывающая Корректирующая Информационная
Как относится к отметкам ребенка Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. Сочувствуете своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
Как относится к отметкам ребенка Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
Как относится к отметкам ребенка Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Смысл школьной оценки – дать понять ученику, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Также оценки являются инструментом взаимодействия учителя и родителей. Изучая дневник своего ребенка, родители составляют представление о том, насколько эффективно осваивается школьная программа и где необходимо помочь ребенку. При этом зачастую взрослые сами воспринимают оценку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Таким образом, ребенок чувствует, что от школьных отметок зависят одобрение взрослых, успех у одноклассников, будущая карьера и жизненный успех в целом.
Советы родителям: помните в процессе обучения оценки не главное; старайтесь придавать меньше значения отметкам; обращайте внимание ребенка на то, что он узнал, чему научился; не злоупотребляйте вопросом: «Какая у тебя сегодня отметка?»: анализируйте вместе с ребенком, в чем причина не очень высокой отметки по тому или иному школьному предмету: невнима- тельность, не успел, не понял.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!