Трудности в обучении письму и чтению по системе Брайля КГОУ СКОШИ III-IV вида г. Бийска Выполнил: Аршавский Максимучащийся 3 «А» классаРуководитель: Серышева ЛарисаАлександровнаучитель начальных классов тифлопедагог
«Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». М.Горький. Знаете ли вы, что в мире живут примерно четырнадцать миллионов слепых людей? Некоторые люди не видят даже света. Другие могут отличать свет от тьмы, и только. А третьи все же имеют какой-то процент зрения. Слабовидящих людей ещё больше, но никто из них не может уверенно сказать, как долго ему прослужит зрение…
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫИССЛЕДОВАНИЯ: Многие дети не хотят учить Брайль, таккак ещё могут писать и читать, опираясьна зрение. Другие при изучении Брайляиспытывают трудности. В этой работе я решил доказать, чтоважно сохранить остаточное зрение ипопробовал найти выход из трудныхситуаций при обучении Брайлю.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ : исследовать трудности при обучении письму и чтению по Брайлю слепых и слабовидящих учащихся. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Познакомиться с историей создания системы Л.Брайля;2. Провести анкетирование взрослых, обучавшихся по данной системе, с целью выяснения мнения о необходимости слабовидящим с низкой остротой зрения осваивать Брайль.3. Провести социологический опрос детей, с целью выявления трудностей обучения письму и чтению по Брайлю.4. Разработать рекомендации по преодолению трудностей обучения письму и чтению рельефного шрифта Л.Брайля.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Трудности обучения письму и чтению по системе Л.Брайля. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: информационный, письменный опрос (анкетирование); устный опрос (интервьюирование); обработка данных.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: если при обучении слепых и слабовидящих детей рельефному шрифту Л. Брайля обращать внимание на трудности его освоения, то можно значительно ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по этой системе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: данная работа поможет учащимся, родителям и учителям выявить и вовремя устранить трудности в освоении письма и чтения по Брайлю.
Вывод: Любые трудности можно преодолетьтренировками, стремлением к победе, работой над собой.
На основе проведенного исследования я пришёл к выводу: при обучении слепых и слабовидящих детей рельефному шрифту Л. Брайля нужно сразу обращать внимание на трудности его освоения, это может ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по этой системе, что подтверждает выдвинутую мной гипотезу.
Литература Бирючков М.В. Книга, несущая свет / Всерос. о-во слепых – М., 1995. 2. Коваленко Н. Б. Скорость и правильность чтения и письма слабовидящих с учетом остроты их зрения и заболеваний глаз. — В сб.: “Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих”. Отв. ред. А. И. Зотов. — Л., 1970.3. Интернет ресурсы: potomy.ru/things, peoples.ru: Луи Брайль, sixdots.ru/main/history, ru.wikipedia.