Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №40 «Теремок»
Музыкальный руководитель, Гребнева Светлана Борисовна, МБДОУ №40 станицы Терской Моздокского района. Дата рождения – 01.04.1958г. Общий стаж работы – 37 лет Педагогический стаж работы – 37 лет Категория – высшая Учебное учреждение – «Педагогический институт имени Д. И. Менделеева.»
«Влияние музыки на психологическое развитие детей.» " Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья.» (В.М. Бехтерев)
В своей практике я давно обратила внимание на то, что музыка совершенно по разному влияет на каждого ребенка в отдельности. Я решила подробнее заняться изучением данной темы.
Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Цели и задачи данного направления: 1. Развитие эмоционального восприятия музыки детьми дошкольного возраста через пение, слушание музыкальных произведений, выражением движениями в танце. 2. Изучение влияния музыки на психологическое развитие детей в развитии интереса и потребностей детей в творческом самовыражении, умении слушать и воспринимать музыку окружающего мира.
Если организовать целенаправленную работу по развитию эмоционального и психологического развития детей дошкольного возраста посредством музыкального восприятия, то это будет способствовать: • Для детей – повышению уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников, способствованию создания позитивного эмоционального климата в группах ДОУ, укреплению физического и психологического здоровья детей. Более полному развитию эмоционального и психологического восприятия окружающей действительности. • Для родителей – создание условий психологического комфорта в семье ребенку дошкольного возраста через музыкальное восприятие, благотворному влиянию на его развитие.
Демонстрационный и раздаточный материал
Настроение музыки
Дидактические игры
Еще не так давно, существовала хорошая традиция укладывать спать малыша под колыбельную песню. Влияние колыбельных песен на ребенка трудно переоценить. Сколько бы вы их не пели, их никогда не бывает много.
На третий и четвертый год жизни у ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. На занятиях с малышами мы учимся различать грустную и весёлую музыку. Настроение сигнализируют карточками со смайликами.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
В своей работе я использую следующие методы: • Методы исследования и диагностики (наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, тестирование, диагностические методики, опрос, анкетирование, игра, эксперименты со звуком). • Продуктивная деятельность (рисование, составление коллажей, вырезывание по контуру музыкальных инструментов, оформление альбома с иллюстрациями к прослушанным произведениям, изготовление шумовых инструментов, концертные выступления). • Метод словесного творчества (,совместно с педагогами, самостоятельно; речевое музицирование, декламация стихов, потешек, чтение историй о музыке и музыкантах). • Метод эмоционально-телесного музицирования (использование звучащих жестов, активного слушания музыки, танцевальной импровизации, темброво-ритмические задания). • Театрализация (пластические этюды, психогимнастика, инсценировка песен, музыкальные сказки, сказки-шумелки).
С детьми старшей группы я провела интегрированное занятие, где дети учились воспринимать и чувствовать музыку, каждый по своему, передавать настроение танцевальными движениями.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. Песни о Родине, о героях, о любимом крае пробуждают чувства любви и патриотизма.
Хороводы, песни, казачьи народные танцы вызывают интерес к их обычаям, воспитывают патриотические чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. В ходе реализации народных праздников я знакомлю детей с историей и культурой своего народа, с народными обрядами и обычаями казачества; с лучшими образцами музыкального народного творчества; создаю условия для совместной творческой деятельности.
Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.
Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей. То, что дети не могут сказать, легко могут спеть. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Поразителен терапевтический эффект от музицирования: музыкальный инструмент в руках человека- это личный психотерапевт. Игра на инструментах учит столь необходимому в наше время умению расслабляться и концентрироваться; лечит нарушения дыхания, координационные нарушения слуха (с которыми связано снижение грамотности в устной речи и в письме)., заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Значение музыки велико в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, познавательных способностей.
Для музыкальных занятий я подобрала комплекс упражнений "Психогимнастика".
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Она дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье.. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Особое внимание заслуживает релаксация под спокойную музыку , в результате чего у детей поднимается настроение, нормализуется жизненный тонус.
Я считаю, что влияние музыки на психологическое развитие детей очень велики и значимо, а музыкотерапия – это, пожалуй, самый действенный метод. Думаю, что – это метод будущего. Со своей стороны я буду продолжать исследование и внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность.