Рисуем музыку Чайковского Лекция-концерт Авторы преподаватели МБОУДОД «ЧДШИ№1» г.Чебоксары Чувашская Республика Буряченко Наталья Алексеевна Николаева Людмила Михайловна Уткина Наталия Александровна Иванова Наталия Анатольевна Презентация Григорьевой Татьяны Михайловны
Рисуем музыку Чайковского Лекция-концерт подготовлена преподавателями фортепианного отделения МБОУДОД «Чебоксарской детской школы искусств №1» Буряченко Натальей Алексеевной, Николаевой Людмилой Михайловной и Уткиной Наталией Александровной. Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского исполнялись учащимися фортепианного отделения. Иллюстрации к пьесам из «Детского альбома» П.И.Чайковского выполнены учащимися преподавателя Ивановой Наталии Анатольевны эстетического и художественного отделений МБОУДОД «Чебоксарская детская школа искусств №1». Презентацию выполнила преподаватель ОНИ МБОУДОД «Чебоксарская детская школа искусств№1» Григорьева Татьяна Михайловна.
Рисуем музыку Чайковского Буряченко Н.А. и Уткина Н.А. Николаева Л.М. Иванова Н.А.
Чайковский… Трудно представить себе столь огромную и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.
К 80-м годам XIX века – он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства. И тот восторженный приём, те бурные овации, которые ему устраивались после каждого выступления, Чайковский относил не только к себе. « Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и всё это совсем не мне, а голубушке России» - писал он в дневнике.
А после его отъезда из Америки одна из газет писала: «Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы мы могли испытывать благотворное и вдохновляющее влияние Чайковского-дирижёра и композитора!» Сам Чайковский понимал свою высокую художественную миссию. «Я желал бы всеми силами души, - писал он, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
Весной 1878 года Пётр Ильич вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. У Александры Ильиничны было семеро детей. Свободное время Пётр Ильич любил проводить со своими племянниками и без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, где сам аккомпанировал на рояле.
Его маленький племянник Володя в это время осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный "пианист". Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.
О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана".(имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора). О завершении работы над «Детским альбомом» Чайковский сообщил 22 июля 1878 года в письме издателю Юргенсону.
Сочинение "Детского альбома" – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову. Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома" возникла, очевидно, после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником тем летом в Каменке. Володе тогда было 6 лет. В оригинале "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет сборника. Так, в ноябре он пишет из Флоренции: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".
"Детский альбом" – это цикл из 24 пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". Исследуя творчество Чайковского, музыковеды приходят к выводу о том, что Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. Изучив рукопись самого Петра Ильича, музыковеды утверждают, что «Детский альбом» - это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой. Иллюстрации художницы Веры Павловой
Открываем альбом. На первом листе написано: «Утренняя молитва». Следующая пьеса «Зимнее утро». «Утренняя молитва» – исполняет Кириллова Ксения класс преподавателя Уткиной Н.А. Рисунок «Зимнее утро» ученицы Воскресенской Елены.
Здесь Пётр Ильич изобразил своё детское впечатление. Будто ребёнок выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. «Зимнее утро»- исполняет Терентьева Анастасия класс преподавателя Николаевой Л.М. Рисунки «Зимнее утро» учениц Ивановой Юлии и Погореловой Валерии
Далее пьеса с ласковым названием «Мама». Этот начальный или «утренний цикл» образован тремя пьесами, как бы имеющими трёх частное строение: день начинается с «Утренней молитвы», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама». Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно. Рисунки «Мама» Мартыновой Полины и Кокель Дарьи
Следующий цикл отображает детские игры. Игры мальчиков – «Марш деревянных солдатиков» - красивые солдатики совсем как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!
«Игра в лошадки» - так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной!
Игры девочек Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия: Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе. «Новая кукла» - девочке дарят новую куклу. «Новая кукла»- исполняет Степанова Анна класс преподавателя Николаевой Л.М. Рисунок «Новая кукла» Игнатьевой Екатерины
«Болезнь куклы» – кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет, а из глаз девочки капают слёзы! «Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами. «Болезнь куклы»- исполняет Львовская Евгения класс преподавателя Уткиной Н.А. Рисунок Гурьевой Софьи
Поиграв, дети отправляются в зал, где разучивают танцы, а потом танцуют «Вальс», «Польку» и «Мазурку». Эти пьесы воссоздают атмосферу домашнего праздника. «Вальс»- исполняет Еремеева Мария класс преподавателя Буряченко Н.А. «Полька»- исполняет Хачатрян Виктория класс преподавателя Буряченко Н.А. «Мазурка»- исполняет Ягодкина Екатерина класс преподавателя Николаевой Л.М.
Затем идет цикл путешествий по странам мира, который состоит их двух микроциклов – сначала путешествие по России. Петр Ильич повидал разные страны, но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости, осенняя грусть, теплота и нежность русской песни!
Сейчас прозвучит музыкальный пейзаж, картинка русской природы «Песня жаворонка». «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», - писал Чайковский. «Песня жаворонка»- исполняет Виноградова Елизавета класс преподавателя Уткиной Н.А. Рисунок «Песнь жаворонка» Виноградовой Елизаветы
Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня», в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». «Мужик на гармошке играет». «Камаринская» - в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.
Теперь детям предстоит путешествие за границу по разным странам (это второй микроцикл) Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов. Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.
Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». «Старинная французская песенка» - в ней звучит подлинно народная французская мелодия. В дальнейшем композитор использовал эту мелодию в хоре менестрелей во втором действии оперы «Орлеанская дева». «Итальянская песенка»- исполняет Архипова Мария класс преподавателя Буряченко Н.А. «Старинная французская песенка»- исполняет Алиев Дмитрий класс преподавателя Буряченко Н.А.
«Немецкая песенка» - исследователи творчества Чайковского предполагают, что в этой пьесе использован подлинно фольклорный мотив (скорее всего тирольский). Она имеет ярко выраженный танцевальный характер. «Немецкая песенка»- исполняет Панина Екатерина класс преподавателя Уткиной Н.А. «Неаполитанская песенка» - одна из самых знаменитых мелодий, Чайковский на её основе написал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро», Это картинка веселого итальянского карнавала. а затем перенёс эту тему в «Детский альбом».
День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают «Нянину сказку» про «Бабу Ягу». Рисунок художницы Веры Павловой
Однако вскоре все сказочные волнения и страхи остаются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза». Это вечерний цикл «Детского альбома». «Сладкая грёза»- исполняет Кудрявцев Андрей класс преподавателя Буряченко Н.А. «Сладкая грёза» рисунок Ефремовой Ксении
Заключительный цикл составляют две пьесы «В церкви» - это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода. «В церкви»- исполняет Кузьмин Дмитрий класс преподавателя Николаевой Л.М.
Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поет» - здесь за основу композитором взят еще один итальянский (венецианский) мотив. В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идёт по кругу, одно поколение сменяется другим. «Шарманщик поёт» исполняет Кулаева Вера класс преподавателя Николаевой Л.М.
Первая пьеса «Детского альбома» «Утренняя молитва» и последняя «Шарманщик поет» написаны в тональности соль-мажор, что, начиная и как бы замыкая цикл, создает тональную арку между ними. «Детский альбом Петра Ильича Чайковского входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он написан гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.
Воздействие сочинения Чайковского впоследствии испытали на себе, в той или иной мере, многие русские композиторы от Гречанинова, Ребикова, Прокофьева до Майкапара, Гедике, Гнесиной, Кабалевского и т.д., которые так же писали для детей. Несмотря на то, что цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались знаменитые пианисты 20 века. Замечательные образцы интерпретации «Детского альбома» оставили Я. Флиер и А. Гольденвейзер, запечатлевшие его в записи. В наши дни известны исполнение «Детского альбома» Михаилом Плетневым, Викторией Постниковой, Аркадием Севидовым, Павлом Егоровым.
Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей. Широкая напевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания снискали музыке Чайковского любовь миллионов людей во всём мире. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в неё, одним из проявлений неистощимой художественной одарённости великого народа и его человечнейшей культуры», - писал Б. Асафьев.
Жаль закрывать последнюю страничку «Детского альбома», жаль расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И мы гордимся теми ребятами, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского вечной.
Буряченко Наталья Алексеевна
Николаева Людмила Михайловна
Уткина Наталия Александровна
Иванова Наталия Анатольевна
Спасибо за внимание!