Шехеразада. 900igr.net
Первая часть. Первоначально называлась “Море и Синдбадов корабль”. Во вступлении звучат две контрастные темы: царя Шахриара – грозного и жесткого владыки – и прекрасной, юной Шехеразады. Первая тема исполняется струнным и медными духовыми инструментами в низком регистре.
Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. По своему мелодическому рисунку она напоминает затейливый восточный орнамент, как бы “вьется”. Композитор придал ей своеобразный ладовой колорит, применив дорийский минор (с большой секстой).
Главная партия последующего сонатного аллегро – образ волнующегося моря. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой отважного путешественника Синбада, сохраняя суровый характер. С ней контрастирует светлая побочная – тема Синбадова коробля.
Мерное и тихое чередование мягких аккордов у деревянных духовых инструментов с неповторимо своеобразным звучанием бесполутонового лада в мелодии передаёт плавное покачивание корабля на волнах океана. И снова море волнуется и бушует (заключительная партия). Вслед за видоизмененной репризой следует заключение – кода. Тема Шахриара здесь светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчается и дарует ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение.
Вторая часть. Первоначальное название ее было такое: “Фантастический рассказ Календера-царевича”. Вновь звучит голос Шехеразады. Она начинает новую сказку. Но поскольку сказка выдаётся “от первого лица”, на первый план выступает новый рассказчик – Календер. Вот почему солирующую скрипку сменяет другой инструмент – солирующий фагот. Основная тема второй части построена на интонациях восточных народных песен и вначале звучит спокойно, повествовательно.
Далее следуют несколько ярких симфонических вариаций. Переходя от инструмента к инструменту, меняя гармоническое сопровождение, тема получает новый облик. Середина части ярко контрастна. Слышатся тревожные фанфарные призывы (тромбоны). К концу музыка переходит в марш. С наступлением репризы повествовательная тему звучит уже не так и спокойно. В конце появляется грозная тема Шахриара.
Третья часть. “Царевич и царевна”- носит лирический характер. Музыка полна света, жаркого солнца, сладостного томления. Первая тема (Царевич) – широкая, напевная – напоминает восточную мелодию.
В середине части появляется тема Шехеразады, рассказавшей ещё одну сказку. Задумчиво звучит голос скрипка. Для музыки всей части характерен восточный колорит. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, напоминающих звучание восточных инструментов.
Четвёртая часть. “Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”. Слышится гневный голос Шахриара – ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвёртой части – в характере восточного танца, в ритме лезгинки.
Постепенно музыка становится все более драматичной. И вот уже все заполняет грозная и могучая тема моря. Разбушевалась морская стихия. Наступает кульминация. Затем все стихает, успокаивается волны, и нет уже корабля Синдбада. Он разбился о скалы во время бури. Звучит тихая грустная тема Шехеразады и укрощённая, покорённая ею тема Шахриара. Он даровал ей ещё один день жизни.