ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА НА СВОЕОБРАЗИЕ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН НАРОДОВ ХАНТЫ И РУССКОГО, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ СУРГУТА. Автор – ученица 7а класса МОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н.
Основные цели работы: 1. Раскрыть понятие «язычество»,его особенности. 2. Найти сходство и различия между обрядовыми песнями северного народа ханты и русского народа. 3. Популяризация и пропаганда знаний об обрядовых песнях русского народа и народа ханты.
Гипотеза Если принять во внимание существование язычества у русского народа и народов ханты, оно должно было отразиться в фольклоре как составной части культуры.
Основные задачи данной работы: 1. Знакомство с понятием «обрядовая песня»,ее особенностями. 2. Провести выборочный анализ произведений фольклора народов Севера с целью выявления элементов язычества. 3. Создание компьютерной презентации по данной теме.
Немного истории: Дети Бармы и Тарусы – дочь Маня и сын Ман. От Мана пошел народ манси, его дочь Славуня, жена Богумира, построила древний славянский город Аркаим. От Славуни и Богумира пошли народы – Древляне, Киммерийцы, Поляне, Друды, Казаки, Черкесы, Русы, Северяне, Скифы, Кривичи, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары.
У славян в праздник Комоедицы (Ком – проснувшийся медведь) чествовали в играх и хороводах не только пробуждение медведя и выход его из берлоги, но и прогоняли повелительницу зимы Морену (олицетворяла бесплодие, голод, гнев, тьму, болезни).Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (ханты и манси).
Медведь в миропонимании ханты – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.
Вороний праздник (манс. — Урин эква хотол; хант. — Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (манс. — урине эква; хант. — ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний праздник был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле (в Сургуте 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением).
Песни обрядовые - лирико-драматический жанр, сопряжённый с сакрально-магическим воздействием. У обских угров самым значительным обрядовым действом является Медвежий праздник, на котором исполняется в течение нескольких дней до трёхсот обрядовых песен и сцен. В песне медведь очень уважаем, почитаем, ему поклоняются, он — предок и покровитель. По мысли исполнителей и слушателей, обрядовые песни должны умилостивить священного зверя.
Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником.
ВыводНаша гипотеза подтвердилась. Язычество оказало влияние на своеобразие обрядовых песен у русского народа (Масленичные обряды, заклички, веснянки, колядки) и народов ханты (Медвежье игрища, Вороний праздник).
Список ресурсов Печатные ресурсы:В. Куриков « Ханты-мансийский округ: с верой и надеждой- в третье тысячелетие»дополнительная литература, энциклопедические статьиЭлектронные издания: «Этнография Севера»-CD, «Притяжение Севера»-CD,
Благодарим за внимание!