Сила героической интонации Музыка. 6 класс. Руководитель: учитель музыки Кондрашина Е.Н. 5klass.net
* В исследовании принимали участие: Карпов Андрей, Мясникова Настя, Юдина Женя, Кайгородова Настя.
* Цель исследования: Доказать могучую силу воздействия музыки на человека, призывающей к преодолению препятствий,- «через борьбу – к победе!»
* Вопросы для исследования 1. Сила музыки 2."Песни, которые молчат." 3. Жизнь и творчество Л.Бетховена. 4. Вывод.
* Исследование 1. Сила музыки. Как многогранна музыка! Как юно Она, звуча сквозь времени пласты, В сердцах людских затрагивает струны Любви, печали, памяти, мечты. И.Волобуева
* Исследование 1. Сила музыки. Музыка способна воздействовать на жизнь, влиять на нее, изменять, делать лучше и, главное, - влиять на самого человека.
* Исследование 1. Сила музыки.
* Исследование 1. Сила музыки. Музыка может вселить в человека ужас, страх; может вызвать радость, а может тоску; может подвигнуть на героический поступок, облагородить мысли, чувства. Это зависит от сильного воздействия музыки на человека.
* Исследование 1. Сила музыки. Известный чешский писатель-антифашист Юлиус Фучик писал из фашистского застенка: «Всю жизнь я пел песни и не знаю, с какой стати расставаться мне с песней сейчас, перед самым концом, когда жизнь ощущается особо остро… И мы поем. Поем, когда нам взгрустнется, поем, когда выдается веселый день, песней провожаем товарища, с которым, наверное, никогда не увидимся, песней приветствуем добрые вести о боях на востоке, поем для утешения и поем от радости, как люди поют испокон веков и будут петь, пока существует жизнь. Без песни нет жизни, как нет без нее солнца. А нам нужна песня вдвойне, ибо солнце к нам не показывается».
* Исследование 1. Сила музыки. В.В.Маяковский приравнял песню к оружию: «…песня и стих – это бомба и знамя!»
* Исследование 1. Сила музыки.
* Исследование 1. Сила музыки. С давних времен существовала военная музыка. Она всегда выполняла две важнейшие задачи: поднимала боевой дух воинов и управляла ими во время сражений, с ее помощью устанавливалась связь, подавались различные сигналы. Во время долгих переходов солдатам на марше помогала строевая песня или ритмичный барабанный бой.
* Исследование 1. Сила музыки. Весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул. В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра и заиграли… Смертельно раненный «Титаник» погружался долго. И все это время мужественно и величаво звучала Третья «Героическая» симфония Л.Бетховена.
* Исследование 1. Сила музыки. Вывод: можно много рассказать интересного о песне и о том, как она способна изменять человека, а человек, изменившись, способен изменить мир, в котором он живет. «Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила». Д.Б.Кабалевский.
* Исследование 2. «Песни, которые молчат». В 1967 году в Греции произошел переворот, и власть захватила фашистская хунта. В первых рядах антифашистов был Микис Теодоракис. Его песни, прославляющие родину, призывающие на борьбу за ее свободу, стали оружием антифашистов. Их исполнение было запрещено под угрозой военного трибунала, а сам автор брошен в тюрьму. Но разве можно заставить замолчать песню? Жизнь приравняла песню к оружию!
* Исследование 2. «Песни, которые молчат». На окраине Афин, в маленьком кабачке, каждый вечер собирались любители песен М.Теодоракиса. Каждый вечер туда приходил старый музыкант с гитарой и пел… Пел песни, которые можно услышать повсюду… Песни Теодоракиса он не пел. Он не мог, не имел права их петь. Но слушателей становилось все больше, они сидели, слушали и ждали. Чего же ждали эти любители песен, которые из-за песен и приходили в кабачок?
* Исследование 2. «Песни, которые молчат». Они ждали… И вот каждый вечер наступала минута, когда старый музыкант переставал играть, клал гитару на колени и замолкал. По выражению его лица, его глаз все сидящие вокруг понимали: он молчит песни Микиса Теодоракиса. И все вместе с ним тоже молчали песни Микиса Теодоракиса. Вдумайтесь, песни, которые не поют, а молчат! Эти беззвучные, молчащие песни объединяют людей единым чувством и единой мыслью – свобода родине! Молчащие песни становились оружием борьбы!
* Исследование 2. «Песни, которые молчат». Вывод: музыка способна с большой силой влиять на человека, возбуждать в нем смелость, укреплять веру, объединять людей. Музыка может стать оружием в борьбе за свободу человека.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770 года. Дата его крещения – 17 декабря. К обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена отец отнесся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял четырёхлетнего ребёнка часами сидеть за фортепиано, бесконечно твердить бессмысленные упражнения на скрипке. Обучения велись без всякой системы: один учитель, собутыльник отца, сменял другого, и хотя среди этих учителей встречались знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа будущего композитора.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. Уже 26 марта 1778 года Бетховен будет иметь честь показать в музыкальном академическом зале двух своих учеников: придворную альтистку мадемуазель Аверденок и своего шестилетнего сынишку. Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность музыкального руководителя боннского "национального театра",созданного по распоряжению курфюста в подражание другим немецким владетельным дворцам. С 1782 года юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был обязан своему новому учителю.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал в аристократических домах и при дворе. Его импровизация за клавесином, полные огня и воображения, уже тогда поражали слушателей. Первые произведения Людвига - вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни - могли выдержать сравнение с сочинениями признанных немецких композиторов той эпохи и в отдельных случаях обнаруживали упорную самостоятельную работу гениального юноши над созданием нового мира музыкальных образов.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. Бетховен говорил: «Я хочу доказать, что тот, кто поступает достойно и благородно, тем самым обретает в себе силу переносить несчастья». Глухота, постигшая композитора, заставляла его постоянно искать пути общения с миром, с окружающими его людьми. И музыка помогала ему в этом. Музыкальный мир композитора очень широк. В нем есть всё: радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слезы.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. Настоящее, большое искусство способно пробудить в человеке его лучшие качества. Одним из образцов такого искусства является Пятая симфония Л.Бетховена. В ней можно услышать настойчивое, целеустремленное движение к свету, напряженная, мучительная борьба за свет. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой», - говорил сам Бетховен. В Пятой симфонии – картины напряженных боев во имя той светлой жизни, мечта о которой всегда живет в людях и которую они сами хотят создать.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. Вера Бетховена в жизнь, в победу удивительная. Трудно найти человека, которому судьба нанесла столько ударов: безрадостное детство, постоянные неурядицы, потеря друзей и, наконец, самый страшный удар – глухота. Но Л.Бетховен не сдавался. Он сочинял музыку. И какую! «Аппассионата», Пятая, Девятая симфонии и т.д. В самый трудный час он писал: «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». Жизнь подтвердила девиз композитора. Он сражался и победил. Победил потому, что сражался. Р.Роллан писал: «Он – самый лучший, самый боевой друг всех, кто страдает и борется».
* Пятая симфония… «…Музыка сначала затихает, потом налетает, как ураган. Она как бы стучит в барабан и всем говорит: «Не бойтесь! Правда и добро победят! Только не опускайте рук и сражайтесь за свое счастье!» «…По-моему, эта музыка написана о человеке, который находится в опасности. Он вспоминает своё детство. В сумрачной музыке наступает просвет, словно солнце выглянуло из-за туч». Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена.
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. «Музыка симфонии так могуча и так сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!» Д.Б.Кабалевский
* Исследование 3. Жизнь и творчество Бетховена. Вывод: Людвиг ван Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, готовым к самопожертвованию в борьбе за свободу, устремленным к радости победы
* Вывод Способность музыки воздействовать на человека, а через человека – на жизнь – величайшая сила музыкального искусства.
* Использованная литература. "Великие музыканты западной Европы. Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. Изместьева Ю.Д. Музыка. 6 класс. Самигулина В.М. Музыка. 6 класс. Поурочные планы. Музыка для ОУУ. Под ред.Кабалевского. Критская Е.Д. Музыка. 3 класс. Учебник. Ригина Г.С. Музыка. 2 класс. Учебник. Критская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка». 3 класс.