Взаимосвязь “легкой ” и ”серьезной” музыки в современном искусстве Работа :ученицы 8 А класса Монаховой Елизаветы Михайловны Научный руководитель: Байбак Татьяна Николаевна (музыка и МХК). с.п “Село Хурба” 2011 г. 5klass.net
Цель исследования Целью этой темы является предоставление полной и объективной информации об использовании возможностей искусства, художественно-творческой деятельности, музыкальном наследии человечества и его культурной жизни, сохранение интереса к слушанию, исполнению классической музыки, формирование музыкального вкуса и общих основ музыкальной культуры.
Задачи: 1.определить степень интереса к классической музыке и искусству современного общества и среди молодежи; 2. определить уровень культуры слушания и исполнения классической музыки; 3. выявить художественный кругозор учащихся в современном обществе (в школе); 4. изучить формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры учащихся; 5. Создавать эстетически развитую и заинтересованную аудиторию слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества. 6. формировать музыкально-слуховые представления, формировать музыкальное мышление учащихся.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что рассмотрение данной темы даст возможность привлечь внимание учащихся не только к «легкой» и «серьезной» музыке, но и к современному искусству через занятия музыкой, танцами, театром и др.
Методы исследования: опрос одноклассников, старшеклассников, младших классов, педагогов по конкретным вопросом по классической музыке ; анализ собственных наблюдений в виде таблицы и диаграммы.
«…Музыка – это духовная культура всего лучшего, что передумало и пережило человечество» Д.Кабалевский:
«Легкая» музыка в творчестве композиторов 18 века и в настоящее время. Грани между понятиями «лёгкое» и «серьёзное» очень прозрачны. Они в большей степени зависят от уровня слушательской культуры. Нельзя сказать, что «лёгкая» музыка появилась недавно, она как и серьёзная – давний спутник человечества.
основные признаки в легкой и серьезной музыке. № СЕРЬЁЗНАЯ ЛЁГКАЯ 1. Главное в музыке Мелодия и гармония ритм 2. Музыкальные формы Крупные и малые формы малые формы 3. Художественный образ Динамичен ( развивается, изменяется) Статичен (без развития) 4. Логика Имеет собственную логику Часто логика отсутствует 5. Восприятие Углублённое Поверхностное 6. Эмоциональное содержание Заставляет человека обратиться внутрь себя Помогает избавиться от тягостного состояния, раскрепощает. 7. Поднимает слушателя до своего уровня Спускается к человеку 8. Ставит самостоятельные задачи, не служит фоном жизни Служит фоном жизни 9. Приобщает к вечным идеалам Приобщает к жизни
Рахманинов - один из крупнейших русских музыкантов ХХ века, прославившийся и как композитор, и как дирижер. Феноменально одарённый музыкант, прославился как “пианист века”
ВЫВОД: Людям необходима самая разная музыка, отражающая в своём многообразии нашу жизнь. Но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличить подделку от истинного шедевра, как серьёзной, так и лёгкой музыки.
Серьезная музыка в творчестве 18 века и в настоящее время. Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. В.А.Сухомлинский
Серьезной называется музыка, в которой появляются новые средства .выражения и которая предназначена для узкого круга слушателей.
Австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. Гайдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль т.н. венского классицизма. Начала этого стиля лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма.
Гектор Берлиоз Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.
Рихард Вагнер ,прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных произведений, но и как замечательный дирижер, явившийся наряду с Берлиозом основоположником современного искусства Дирижирования; он был талантливым поэтом- драматургом - создателем либретто своих опер - и одаренным публицистом, теоретиком музыкального театра.
Стили и направления в классической и современной музыке Стили: -Исторический -Национальный -Индивидуальный Признаки стиля: -фактура -Ритм -Мелодика -Гармония -Интонация
Русская музыка 18 века и в настоящее время Русская музыкальная культура развивалась несколько отличным от зарубежной музыки путем. До своего расцвета и становления первых национальных композиторских школ в начале 19-го века она прошла долгий путь развития.
Глинка скоро прославился как пианист. Он слушал музыку в концертах, в опере и, главное, на улицах итальянских городов, жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не было там недостатка
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН прославился как исполнитель уникального цикла исторических концертов, отразивших историю фортепианной музыки за два века. Огромно композиторское наследие Рубинштейна. Оно включает оперы – светские и духовные, симфонии и симфонические увертюры, картины, поэмы, фортепианные концерты и романсы, инструментальные пьесы и ансамбли.
Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал
Георгий Васильевич Свиридов — один из весьма своеобразных художников. Мощный революционный порыв, суровая героика революционных лет остро запечатлелись, в сознании будущего композитора, а позднее отразились и в его сочинениях. Свиридов был русским интеллигентом, а не российским, он четко и чутко чувствовал, что подлинное в культуре всегда национально, будь то хоровая народная музыка, сочинение профессионала-композитора, литература или живопись.
Кабалевский — известный композитор и педагог, был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда - удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами.
ВЫВОД: Главное в серьезной музыке- мелодия и гармония. Художественный образ динамичен, он развивается и изменяется. Серьезная музыка поднимает слушателя до своего уровня , приобщает к вечным идеалам. Глубокие по содержанию произведения не вполне доступны ,так как жанры серьезной музыки требуют глубокого, сосредоточенного восприятия.
Современное искусство: музыка, хореография, театр. Современное искусство или синтез искусств в наше время Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Патер
Искусство – форма общественного сознания, в основе которой лежит образное отображение явлений действительности. Исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы – это виды искусства.
Искусство выполняет следующие функции: • познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире; • мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления; • воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом; • эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей; • коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали); • прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения; • медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние; .
Массовое искусство— понятие, противоположное элитарному искусству, к которому относят произведения высокой культуры прошлого и современности. Функции массовой культуры - адаптация искусства для непосвященных, отвлечение людей от реального мира. В популярной и гламурной культуре главное - принцип потребления. Актуальность современного искусства. Она обусловлена возрастанием в условиях постмодерного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.
Роль искусства в современном мире
Вывод. Нельзя навязать слушать классику, всё зависит от воспитания, но главным образом от восприятия мира! Каждый имеет право слушать и любить то, что ему по душе. Любителей и ценителей классики совсем осталось немного, да её конечно будут слушать во все времена, все равно у каждой музыки свой слушатель... Но все же любителей классики мало, и их все меньше... И лично для меня это кажется проблемой которую нужно как то исправлять ! Это конечно не удивительно, как мне кажется, классическая музыка доступна пониманию далеко не всем. В ком-то с детства воспитывают хороший вкус, кто-то сам со временем дорастает.
Опрос педагогов и учащихся МОУ СОШ №2 с.п. “село Хурба” По вопросом Из них 3 основные Нравится ли вам классическая музыка? Нужна ли классическая музыка подросткам? Интересуетесь ли вы современной музыкой?