«Золотое» сечение в архитектуре русских храмов.
Пропорции золотого сеченияЗолотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всемуa : b= b : c или с : b= b : а.
Геометрическое изображение золотой пропорции
Храм Афины на Акрополе был построен в V веке до н.э. под руководством знаменитого греческого архитектора Фидия. Он был разрушен в 1687 году, затем частично восстановлен.
Крестово-купольные храмы
Шедевры архитектуры Владимиро-Суздальской Руси (ХII в.)
Святой благовер- ный князь АндрейБоголюбский
БогоматерьЮоголюбскаясо святым князем АндреемБоголюбским.
Богоматерь Владимир- ская
Боголюбово
Успенский собор во Владимире
Дмитриевский собор во Владимире
Золотые ворота (Владимир)
Путешествие в Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Предание гласит, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Храм был посвящен новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле.
Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки
Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в ней совершенно новый художественный образ.
Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную.
Вертикальное устремление постепенно и незаметно переходит в полукруглые очертания закомар. Полукружиям закомар вторят завершения изящно вытянутых окон,вытянутый барабан купола, аркатурный пояс из удлиненных полосок усиливают впечатление вытянутости, удлиненности храма.
Резчики, украсившие церковь Покрова, сделали первые, но блистательные шаги на пути владимиро-суздальского пластического искусства от единичных рельефных изображений до грандиозных скульптурно-декоративных ансамблей.Стены храма украшены белокаменной резьбой.
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.
Мы пришли к нему и замерли и забыли все слова перед белым чудом на Нерли, перед храмом Покрова, что не камен, а из света весь,из любовей, из молитв…