Василий Дмитриевич Поленов«Бабушкин сад»1878,ГТГ
Василий Дмитриевич Поленов«Бабушкин сад» 1878, ГТГ Этот шедевр Поленова входит в своеобразную лирико-философскую трилогию, созданную в 1878-79 годах, - её, помимо «Бабушкиного сала», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком они перекликаются топографически: старый дворянский особняк, изображённый здесь , - это одно и тоже здание, что присутствует в «Московском дворике», но «взятое»с другой стороны.«Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта…Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок».М. Нестеров (выступление на юбилее В.Д. Поленова в 1924 году
Василий Дмитриевич Поленов«Бабушкин сад» 1878, ГТГ Поленов – один из создателей «пейзажа настроения» в русской живописи.«Бабушкин сад»– типичный пейзаж настроения. Эта особенность картины была чутко подмечена рецензентом «Московских ведомостей»: «Такие работы, - писалось в газете, - рассчитаны на то, что прежде всего дать вам «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегию.«Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта…Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок».М. Нестеров (выступление на юбилее В.Д. Поленова в 1924 году
Василий Дмитриевич Поленов«Бабушкин сад» 1878, ГТГ Любопытно, что сам Поленов никак не нагнетает этого настроения; более того, не вносит в работу специальные мотивировки, столь естественные для творчества его коллег-передвижников.И это была его твёрдая позиция –искусство, по его мнению, должно нести людям радость, звать к гармонии.В. Стасов выделил «Бабушкин сад» в числе лучших вещей VII выставки передвижников, особенно отметив «свежесть» тонов поленовской живописи.«Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта…Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок».М. Нестеров (выступление на юбилее В.Д. Поленова в 1924 году
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад» 1878, ГТГОсобнякПоленов изобразил типичный дворянский особняк – такими Москва застраивалась после страшного пожара 1812 года. Характерная деталь –большинство из них были деревянными, но «для вида» штукатурились под каменную кладку. На картине штукатурка облупилась, нажив брёвна.
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад» 1878, ГТГФронтонСтрогость, простота и изящество классицистических форм рождают высокую ностальгию по тому, что уходит на глазах, уходит навсегда. Облупившаяся лепнина и ржавый карниз – суть знаков неумолимого времени.
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад» 1878, ГТГРазросшийся садОщущение запущенности во многом создаётся и видом сада –давно «отпущенного на волю» и растущего по собственной прихоти.. Пейзаж, полный жизни, в данном случае – никак не декорация к повествовательному сюжету, но полноправный его участник; более того – важнейший символ.
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад» 1878, ГТГСтарость и молодостьБабушка и внучка, шествующие по тропинке, задают основную антитезу этой работы, отзывающуюся и в мягком противопоставлении разрушающегося дома и растущей молодой зелени. Сами одежды (старушечий салоп и модное платье) и пазы подчёркивают эту антитезу.
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад» 1878, ГТГСадовая дорожкаДорожка сада. Которую когда-то аккуратно поспали песком, тоже выглядит запущенной. Она образует яркое цветовой пятно, гармонически дополняющее единую колористическую гамму. В этой гамме нет ничего лишнего, она настраивает зрителя на элегический лад.
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад» 1878, ГТГЛестницаВыщербленные ступени лестницы заставляют зрителя фантазировать, представляя или выдумывая сотни молодых и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд.
Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад» 1878, ГТГ