Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ
Московское училище живописи и ваяния времён учения в нём Перова отличалось от Петербургской Академии большей свободой. Это, в частности, выражалось в том, что учащиеся сами могли выбирать темы для «программных» картин. Что и сделал Перов, готовясь участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. Но сформулированный замысел вызвал недоумение в академическом совете и был отвергнут «за непристойное изображение духовных лиц».Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ
Перов уступил совету, заменив этот сюжет сюжетом «Проповеди в селе», за которую и получил чаемую награду – она давала право на заграничную пенсионерскую поездку. Но прежнего своего замысла молодой живописец не оставил и ещё до отъезда за границу «Крестный ход» всё-таки написал. Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге, картина произвела эффект взорвавшейся бомбы. Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ
Вскоре её приказали снять с выставки. Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьякову, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от Синода по поводу покупки «безнравственных» полотен. Но всё обошлось.Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ
Для картины характерно «барельефное» расположение персонажей, что позволяет последовательно рассматривать их. Этот композиционный приём, к слову, сближает это полотно с ивановским «Явлением Христа народу».
Большую часть холста занимает небо (оно несёт очевидную символическую нагрузку). Это стало возможным благодаря тому, что праздничая процессия выстроена в движении справа налево – как бы «срываясь» вниз.
Эффектная деталь – перевёрнутая икона в руках пьяного старика, одетого в лохмотья. Она подчеркивает степень «ликования» празднующих Христово воскресенье.
Ещё один символ – пасхальное яйцо, раздавленное пьяным священником. Слева от священника изображён дьякон, в попытке спасти яйцо не удержавшийся на ногах и выронивший в грязь молитвенник.
Василий Григорьевич Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861, ГТГ