Живопись Древней Японии Автор: Межетова Мария, ученица 10 класса «А» школы №48 Челябинск 2008
Введение Японская культура ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и непостижимой. И сами японцы полагают, что их культуру и философию невозможно понять не японцу, для этого надо родиться японцем. Сэссю. Зима.Около 1480
Долгие века, и особенно около 1000 года в придворных кругах Японии было модно подражание всему китайскому; этого требовали и от художников. Неудивительно, что очень долго придворное искусство Японии оставалось лишь слабым отголоском китайского. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею притч.
Искусство эпохи Дзёмон Но решающее влияние на становление национальной японской культуры в конечном счете оказал не Китай, а древняя культура эпохи Дзёмон, когда была изобретена керамика и роспись по ней. Собственно термин "дземон" означает "витая веревка" и возник в связи с приемом изготовления этих крупных и сложных по форме терракотовых сосудов с использованием глиняных жгутов. Глиняный сосуд эпохи Дзёмон (3000-400 гг. до н.э.)
Пожалуй, из всех памятников культуры Дзёмон наиболее известны так называемые статуэтки догу - стилизованные фигурки людей высотой около полуметра в фантастических одеяниях, которые некоторые исследователи считают изображениями инопланетян в скафандрах.
В VIII веке была построена древняя столица Японии - Нара. Архитекторы позаимствовали симметричную структуру у китайских городов, а скульпторы создали статуи молящихся буддийски монахов, тоже навеянные китайскими образцами, сумев превзойти соседей элегантностью и художественным эффектом. Восточная пагода монастыря Якусидзи в Наре. 7—8 вв.
Лаковые статуи монахов из Нары Статуи монахов из Нары мы справедливо причисляем к шедеврам искусства, хотя создание их было вызвано не художественными, а экономическими причинами. В VIII веке японские скульпторы отказались от бронзы, которая была им не по карману, и эта вынужденная экономия привела к изобретению новых художественных приемов. На деревянную или гипсовую основу накладывался слой специального лака (из смолы дальневосточного дерева сумах). Затем поверхность лака декорировалась разными способами - вставками из перламутра, росписью красками, растворенными в масле, нанесением узоров золотой и серебряной пудрой и т. д., что придавало статуям удивительную красоту и изысканность. Статуя Канноп-босацу. VII в. Монастырь Хорюдзи близ Нары.
Маска театра Но ХЭЙТА Технику лакового искусства японцы использовали и в других областях, о чем свидетельствуют многочисленные театральные ширмы и маски с глянцевой поверхностью.
Традиция гравюры УрасимаТайсё Ёситоси, гравюра на дереве, 1882 г. Гравюра XVIII века - это уже чисто японский вид искусства, который окажет в будущем огромное влияние на европейское изобразительное искусство, в частности на Гогена и Ван Гога.
Искусство гравюры по-настоящему стало развиваться лишь с XVII века, когда оно перестало быть связано лишь с религиозной тематикой. Техника оттиска на бумаге изображения, предварительно выгравированного на деревянной дощечке, позволяла получить достаточно большой и сравнительно дешевый, доступный всем слоям населения тираж. Эта техника была быстро оценена художниками, работавшими в стиле укиёэ и изображавшими сценки из повседневной жизни, портреты любимых актеров, борцов, гейш, характерные пейзажи страны. КАЦУСИКА ХОКУСАЙБольшая волна Канагавы 1823-1829 гг., гравюра, Музей Гиме, Париж
Фигура Тёсюсяй Сяраку, считающегося и в наши дни величайшим мастером гравюры, одна из самых загадочных в японском изобразительном искусстве. Кроме нескольких десятков гравюр 1794-1795 гг., не осталось ни единого свидетельства его деятельности. Некоторые считают, что Сяраку был актером Кабуки, народного театра, образы которого все время возникают в его произведениях. Чистота и элегантность линий, цветовая экспрессия делают его мастерство непревзойденным до сих пор. ТЁСЮСЯЙ СЯРАКУ. Актер Араси Рюцо II, 1794г., гравюра.Музей Гиме, Париж ТЁСЮСЯЙ СЯРАКУ. Актер кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэи. Период Эдо. XVIII в.
Заключение Японские художники никогда не диктуют свою волю тому предмету, явлению или веществу, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную в нём самой природой. Простота и отсутствие вычурности, а также некоторая незавершённость и недосказанность становятся важнейшим принципом художника. Именно в этой простоте и обычности залючается неповторимость японского искусства.
Библиография Интернет - сайты: Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html Художественные музеи Японии - http://art.1september.ru/2003/01/no01_1.htm Три века японской гравюры (выставка 1993 года) - http://promenade-du-samourai.ru/tri-veka-yaponskoj-gravyury-vystavka-1993-goda/ Литература:Данилова Г. И. - «Мировая художественная культура. 10 класс», М., «Дрофа», 2004