Скульптура итальянского возрождения
Пристальный интерес к человеку в эпоху Возрождения способствовалбурному развитию скульптуры.Б. Челлини.Ганнимед,середина XVI века
В Северной Италии широко распространяется искусствотерракотовой скульптуры, берущее начало еще от этрусков.Г. Маццони. Поклонение Младенцу, ок. 1485-89
Особеннопрославиласьв техникерасписной терракотысемья скульпторовделла Роббиа:Лука и Андреа.А. делла Роббиа.Мадонна каменщиков,1475-80
Именно в технике терракоты отрабатывалисьосновные приемы скульптуры Возрождения.Никколо дель Арка. Оплакивание Христа, ок. 1462-63
Поскольку античная скульптуравысоко ценилась у богатых коллекционеров, то бурно развиваетсятехника копирования.Б. Бандинелли.ЛаокоонП. Бонаколси.АполлонБельведерский,конец XV века
Постепенно дерево и терракотувытеснили мрамор и бронза.Донателло.Давид,бронзаФ. Штосс.Св. Иоанн,дерево
Особой выразительностидостигли скульпторыВозрожденияв работе с бронзой.Джамболонья.Меркурий,1564-80
Бронза – один из древнейшихискусственных материалов.Не случайно целаядоисторическаяэпоха названабронзовым веком.Бык.Сер. III тыс.,до н. э.Б. Челлини.Персей,1545-54
Особенности бронзы какматериала скульптораДопускает свободнуюкомпозицию,широкие движения,далеко отстоящиеот основногомассива части.Реагирует на освещениеочень яркими бликами.У бронзовой скульптурычетко читается силуэт.А. дель Поллайоло.Геракл и Антей,ок. 1475-80
Со временем бронзовая скульптура покрываетсязеленоватой пленкой окислов, которая всегдасчиталась достоинством скульптуры -«благородной патиной».А. дель Поллайоло.Арифметика,рельеф с гробницыСикста VI,ок. 1490-93
С древнейших временизвестно три способа литьябронзовых изделий.Древних идолов и предметыпростой геометрической формыотливали «в пустую форму».
Литье«по земляной форме»(глиняной форме)позволяло получатьмногочисленные копии.Так работалис бронзойс древних времен дораннего Возрождения.
Литье «с потерянным воском» появилось в Европе лишьв эпоху Возрождения. Этот способ позволяет точнопередавать мельчайшие детали скульптуры.Глиняная болванка и восковая модель на ней.
Устройствоканаловдлялитьянавосковоймодели.Нанесение формовочного составана восковую модель с каналами.
Бронзовая фигураоленя послеизвлечения из формы доокончательнойобработки.
Наконец , бронзовые изделияможно просто выковывать.Так мастера работали сузорными решетками.КованыерешеткиэпохиВозрождения.
Вначале скульптура Возрождения продолжает развиватьсякак украшение стены в качестве рельефа.А. Пизано. Аллегории Скульптуры и Живописи, начало XV века
Одним из самых значительных памятников скульптурногорельефа Возрождения стали двери флорентийскогобаптистерия, выполненные Лоренцо Гиберти.
В рельефах Восточныхдверей баптистерия(«Вратах рая»)впервые в скульптуребыли использованызаконы линейнойперспективы.
В скульптурахДонателлофигурыокончательноотделяютсяот стен зданий.Донателло.Св. Георгий,1416-17
Он же создаетодну изсамыхзначительныхконныхстатуйВозрождения.Донателло.КоннаястатуяГаттамелаты,1444-53
Давид, созданныйДонателло,являет собойне античныйидеалмощного героя,но изысканныйидеалВозрождения.Донателло.Давид,1444-46
А. Верроккьо уже создает скульптуру каксамостоятельное произведение искусства.А. Верроккьо.Христос
Его конная конная статуя ужерешительно направляется в центр площади.А. Верроккьо.ПамятникБартоломеоКоллеони
В периодвысокогоВозрожденияскульптура саманачинаеторганизовыватьархитектурныесооружениявокруг себяна площади.Б. Амманати.Фонтан Нептуна,Флоренция,1560-75
Значительно режесоздавали скульпторыВозрождения портреты.Б. да Майано.Портрет Пьетро Меллини,1474Донателло.Портрет мальчика
Чаще всего портретнаяскульптура появляласьв помпезных гробницах.Дж. Вазари.Надгробный памятникМикеланджелоБуонаротти,1579
Тщательней всеговыполняли скульпторыименно надгробные портреты,создавая величественные,почти архитектурныекомпозиции.Б. Росселлино.ГробницаЛеонардо Бруни,1448-50