Образование как вхождение в культуру Освоение культурного наследия
От Человека образованного – к Человеку культуры Очевидно, сколько зрителей – столько версий, гипотез, предположений, прочтений картины. П. Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1654 С. Полютин. Петербургский Вавилон. 2005
Сложность проектирования модели образования в логике культуры состоит в осознании противоречий, существующих между двумя системами – современной культурой и современным образованием. Противоречие первое: культура целостна, а образование предметоцентрично.
Пространство культуры включает все сущее: шедевры и массовую продукцию, артефакты прошлого и настоящего, «предметы» почитания миллионов и вещи, наделенные ценностью лишь для одного. Но, несмотря на пестроту и неоднородность всех компонентов культуры, она – органична и целостна. Л. Лаво. Адам. Одна кровь, много национальностей. 1997
Противоречие второе: культура говорит на разных языках, а образование – на языке науки. Для современного человека все большее значение, наряду с научным, приобретают теологическое, мифологическое и особенно художественное знание, обогащающее картину мира, делающее ее более глубокой, насыщенной и личностно значимой.
Противоречие третье: пространство культуры многомерно, а образование – линейно и однонаправленно. Образ современной культуры передает картина М. Эшера, воплощающая многомерность мира, условность и субъективность человеческого знания.
Противоречие четвертое: культура диалогична – имеет много смыслов, а образование монологично – стремится к унификации мнений, формированию общепринятой («правильной») точки зрения.Любой объект культуры несет в себе множественные разнообразные значения, и их «прочтение» зависит лишь от индивидуального опыта личности, уровня общей культуры – кругозора и контекста восприятия. Современная культура толерантна и допускает множественные толкования смыслов и значений одного и того же объекта.
Противоречие пятое: современная культура, существующая в условиях неопределенного настоящего и непредсказуемого будущего, стимулирует поиск креативных ответов на вызовы времени, а образование предлагает пользоваться готовыми рецептами, сформулированными в школьной программе.
Одним из путей преодоления ощущения дискомфорта, который порождает современная цивилизация, стала биоархитектура, основанная на принципах природосообразности.Хавьер Сеносиан. Наутилус. 2006
Обозначенные противоречия являются своеобразными вехами на пути модернизации образовательной сферы, ее интеграции в пространство Культуры. Этот вектор требует пересмотра приоритетных задач воспитания и обучения: значимым становится воспитание Человека культуры, создание среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры, а не трансляция знаний об историко-культурном опыте человечества и воспроизведение стереотипов его использования.
Культурное наследие – «след», оставленный предыдущими поколениями, совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности.Культурное наследие не только то, что было создано в далеком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками (памятники, здания, картины, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта).С. Чобан. Бизнес-центр Бенуа. 2008
Для Петербурга «неочевидными» памятниками культурного наследия являются известные всему миру белые ночи, «небесная линия города на Неве» (Д.С. Лихачев), петербургская непогода – одна из самых неизменных примет Северной столицы вне зависимости от исторической эпохи.Белые ночи в Санкт-Петербурге (Фото: С. Кудас).Д. Кустанович. Из серии «Городские дожди». 2006
Человек стал единственным на планете живым существом, у которого два «дома» и две «родины» – породившая его природа и порожденный им самим огромный мир культурных ценностей. В последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу существования человечества, вызвав к жизни такие понятия, как «экология души» и «экология культуры».
Первый аспект экологии культуры – сохранение культурной среды, созданной предшествующими поколениями людей.Т. де ТомонФонтан в сквере перед Казанским собором 1809Б. Растрелли. Фонтан «Самсон» в Петергофе. 1730-еПетропавловская крепость. XVIII в.
Ф. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794
Второй аспект экологии культуры – сохранение целостности системы (экосистемы) культуры.К. Тон. Благовещенская церковь.1844–1849Снесена в 1929 И. Шарлемань. Вид на Благовещенскую церковь с Благовещенского моста. 1850Горельеф на ст. метро «Нарвские ворота» в Санкт-ПетербургеПроект горельефаН. Митурич. Дом культуры им. Первой пятилетки (справа). 1930 Снесен в 2005А. Тамир. Эйнштейн – Мона Лиза 1/2 Mona Lisa + 1/2 Einstein= 1 totality
Третий аспект экологии культуры – сохранение единства смыслового поля культуры.Кацусика Хокусай. Слепцы и слон. 1814
Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Л. Ванюшкиной и Е. Коробковой.Газета «Искусство» 13/2011.