Музыкотерапия как средство повышения качественной успеваемости
Исследовательский проект Выполнила учащаяся МОУ «СОШ № 5»: Ткачева АннаНаучный руководитель учитель музыки МОУ «СОШ № 3»:Лойко Людмила Петровна
Мы поставили перед собой цель: изучить влияние классической музыки на качественную успеваемость детей школьного возраста.
Задачи: Изучить литературные-, и Интернет – источники по проблеме влияния музыки на психологическое состояние человека. Отобрать музыкальные произведения для проведения эксперимента.Выявить влияние классической музыки на состояние обучающихся во время проверочных работ.Провести анкетирование учителей школы и обучающихся на предмет отношения к использованию музыкальных произведений на уроках прочих дисциплин во время проведения контрольных работ. Сделать подборку музыкальных произведений, обладающих успокаивающим и снимающим раздражение действием. Разработать рекомендации для педагогических работников школы.
Объект исследования:Качественная успеваемость детей школьного возраста.
Предмет исследования: Влияние классической музыки на качественную успеваемость детей школьного возраста.
Гипотеза:Если на уроках во время проверочных работ использовать классическую музыку, то качественная успеваемость повысится.
Методы:1. Теоретические: изучение литературы и Интернет – источников.2. Практические: педагогический эксперимент.3. Практические: анкетирование.
Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.
Отбор музыкально-терапевтического материала и его применение на контрольных работах и пробных экзаменах Мы решили провести эксперимент по влиянию классической музыки на успеваемость обучающихся и их эмоциональное состояние. Для этого мы подобрали классические музыкальные произведения для применения на уроках:
Клод Дебюсси а) Снимающие раздражение и возбуждение, успокаивающие; Успокоится помогут “Колыбельная” Брамса, “Лунный Свет” Дебюсси, “Аве, Мария” Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
Чтобы снять раздражение и озлобленность, поможет “Лунная соната”, “Кантата №2” Бетховена, “Итальянский концерт” Баха, “Симфония” Гайдна. Людвиг ван Бетховен
б) Создающие духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создаёт духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы. Антонио Лучо Вивальди
Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.
Наблюдение за терапевтическими эффектами на контрольных работах и пробных экзаменах, анализ результатов Первым был проведен эксперимент по влиянию музыкального сопровождения на умственную деятельность учащихся во время контрольных работ в 4В классе по математике и чтению.
Сравнительная характеристика успеваемости (баллы) по чтению:
Сравнительная характеристика успеваемости (баллы) по математике:
Сравнительная характеристика качества знаний (%) по чтению:
Сравнительная характеристика качества знаний (%) по математике:
Отношение обучающихся к звучанию классической музыки во время контрольных работ:
Чтобы посмотреть какое воздействие музыка оказывает на обучающихся среднего и старшего звеньев, мы провели единоразово эксперимент в 7Г (физика), 8Б (обществознание) и 9Д (алгебра)классах. Эксперимент проводился в два этапа: Без музыкального сопровождения С музыкальным сопровождением.
Сравнительная характеристика успеваемости (баллы) по предметам:
Сравнительная характеристика качества знаний (%) по предметам
Отношение обучающихся к звучанию классической музыки во время контрольных работ:
Выводы: В ходе эксперимента мы выявили, что определенным образом подобранные музыкальные произведения при систематическом прослушивании улучшают самочувствие, повышают работоспособность, снижают эмоционально – психологическое напряжение и повышают эффективность деятельности во время письменных работ у обучающихся. Мы доказали, что классическая музыка оказывает положительное влияние на качественную успеваемость младших школьников. Для получения статистически достоверных результатов (среднее и старшее звено) планируется проведение экспиремента в следующем учебном году.
Спасибо за внимание!!!