Мода xix века! XIX век. Главное - элегантность, роскошь, но это подчеркивается лаконично. Ценятся благородное происхождение, галантность, остроумие. Крой - главное. Хвост говорит, что перед нами дамский угодник. Чувства начали прикрывать черным пиджаком. Закончилось время животных инстинктов. Теперь ценятся интеллект, духовность и голубая кровь. Культурно-историческая картина развития европейских стран XIX века сложна и многообразна. В ней можно рассмотреть синтез и различные сочетания элементов свойственных каждой из стран. Данная тенденция не обошла и такую отрасль жизнедеятельности человека как мода и развитие производств связанных с ее развитием. Принято считать, что мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния. Наконец, каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим своеобразное выражение в искусстве моды. XIX век был периодом большого экономического и социального подъема. Индустриализация полностью изменила старые методы производства, были изобретены более эффективные машины, и везде стали появляться новые фабрики. Экономический прогресс также сыграл большую роль в мире моды, положив дорогу производству готовой одежды. Однако до того как эффективные промышленные машины смогли заменить портных, должны были произойти определенные изменения.Прежде всего, нужно было производить большее количество одежды, чтобы обеспечить возврат инвестиций. Это значило, что должны были быть достаточные мощности прядильного и текстильного производств, которые могли гарантировать бесперебойные поставки. Также немаловажно, чтобы была установлена система мерок для того, чтобы одежда идеально сидела на потенциальных покупателях. В связи с этим мода на свободную одежду была очень удобной, поскольку скрывала погрешности не очень хорошо сидящей одежды. И последнее, но не по значению, - требовались эффективные рабочие системы и большое количество работников. Для обеспечения большого выпуска товаров системы должны работать четко и без сбоев.Проблемы с поставками были решены уже в XIX веке, так как индустриальная революция способствовала изобретению и развитию новых очень эффективных прядильных и ткацких станков. Производители основали систему размеров на стандартных размерах униформы того периода, однако нерешенным оставался вопрос организации и эффективности работы.Прорыв в этой области произошел в 1850 году, когда Исаак Зингер усовершенствовал швейную машину, которая необходима была для массового производства. Другим важным изобретением были бумажные выкройки (1863 год), которые упрощали процесс кроя. Примерно в 1880 году в Британии было введено разделение труда. Это значило, что одна швея не шила весь наряд целиком, а выполняла только одну операцию, например, вшивание рукавов или изготовление прорезей для пуговиц.Примерно до 1900 года большинство этапов выполнялись работниками на дому. Затем появились электрические швейные машины, в результате чего на самих фабриках появились электрифицированные рабочие места[1]. Моды теперь меняются быстро, но основной принцип одежды аристократии остается неизменным - она всегда подчеркивает полную невозможность физического труда и призвана только украшать. Изменения в стиле XIX века приносят в одежду удобство, но, в первую очередь, только в мужскую. Женщины после недолгого отдыха от корсетов и фижм XVIII века в платьях античного стиля вновь возвращаются к корсетам, кринолинам и турнюрам, не только мешающим двигаться, но и вредным для здоровья.
Мужской же костюм этого времени - фрак, смокинг, визитка, а затем пиджак в сочетании с длинными брюками, предназначенными не столько для красоты, сколько для более или менее активной деятельности - весьма удобен и сохраняется до XX века. Костюм XIX века перестает быть символом классовых различий, но остается важной частью этикета, так как в этот период формируется строгое разделение туалетов для дневного времени и вечера, работы и отдыха, визитов, посещений театра, бракосочетаний, траура и т. д. Проявлением хорошего вкуса в одежде считается следование моде, но предпочтение не должно отдаваться слишком яркой одежде, что расценивается как вульгарность для этого века господства буржуазной добродетели.Возможны были возвращения каких-то незначительных элементов, но не стиля целиком. Каждая мода современного общества являлась отражением доминирующих ценностей определенного периода. Мода современного общества всегда четко реагировала на революционные идеи и отражала их с помощью своих выразительных средств. Так как традиционно власть моды распространялась в первую очередь на область одежды, то кардинальные изменения костюма (длина, силуэт, фактура и т. п.) происходили под влиянием общественных изменений, являясь следствием перемен, воплощенных в одежде. Акцент делался именно на существенных изменениях, так как сезонным изменениям (цвет, аксессуары и т. д.) мода Модерна регулярно подвергалась из года в год осенью и весной.Каждое поколение характеризуется выбором определенного стиля в моде и стиля жизни, формирующихся на общей ценностной основе. Это единство подтверждается синхронной сменой поколений как активных общностей, сменой стилей жизни и стилей в моде. При этом моду можно рассматривать как один из факторов формирования стиля жизни. Таким образом, изучая моду, можно изучать общество в его развитии и предсказать многие изменения в структуре и социальных институтах. Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.
Женский костюм: двойное платье для улицы. Мужской: Фрак с тройным воротником, воротник-фатерморд (отцеубийца) и треуголка.Женский костюм: платье на кринолине. Мужской: придворная одежда с прелиной.
Мужской и женский силуэты в романтическом костюме сходны: покатая линия плеч, сильное расширение рукава, плотное облегание груди и талии, расширение линии бедер!
Платье дамы XIX века было таким, как в жизни
Начало xix века!
В XIX веке образцами для подражания были актрисы, а театр стал подиумом для показов Высокой моды. Там удавалось рассмотреть костюмы во всех подробностях при оптимальном освещении.Это относилось не только к сцене, но и к ложам. В Париже, например, свет в зрительном зале не выключался, поэтому дамы света могли показать себя во всем блеске. В атласе и кружевах, с золотыми лорнетами и пушистыми муфтами в руках они появлялись в «Комедии Франсе» и «Гранд Опера», чтобы похвалиться последними новинками из галантерейных лавок. Хорошим тоном считалось не появляться в одном и том же платье дважды.Но лучшими клиентками Кутюрье были не аристократки, а актрисы. Для них создавались самые дорогие костюмы, в которых они блистали на сцене и в частной жизни.В конце XIX века среди всех роскошью туалетов отличалась звезда театра Сара Бернар. Божественная Сара! Ростам называл ее «королевой поз и принцессой жестов». А потрясенный Гюго однажды преподнес бриллиантовый кулон – «слезу поэта». Сара Бернар была величайшей модницей! Хотя и не без странностей: актриса отдавала эксклюзивные модели знаменитых мастеров своей помощнице… для переделки по собственному вкусу.
60-е годы XIX века стали переломными в истории развития мировой моды, превратив ее в настоящую индустрию. Столь значительные изменения произошли во многом благодаря изобретению швейной машины, а также появлению искусственных красителей. Одновременно возникло и институционально оформилось одно из основных направлений развития современной моды – от кутюр. Отныне модные тенденции перестали быть некоей застывшей и медленно меняющейся формой, превратившись в нечто гораздо более динамичное и креативное.Канула в лету знаменитая куполообразная юбка-кринолин, ей на смену пришла гораздо более элегантная вытянутая форма. Впрочем, само понятие «кринолин» задержалось в моде на достаточно продолжительный срок благодаря необычайной популярности создателя высокой моды Чарльза Ворта. Сам Ворт считал кринолин достаточно громоздким и непривлекательным сооружением, но поскольку его имя прочно ассоциировалось именно с этим аксессуаром, он продолжал экспериментировать с формой, создавая все более изысканный образ. В результате через несколько лет верхняя юбка значительно приподнялась и была собрана в элегантные складки чуть ниже пояса.К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонта и ему на смену пришли турнюры, по поводу которых карикатуристы не преминули зло пошутить, сравнив модниц с важно шагающими гусынями. Эксперименты с верхними и нижними юбками буквально захватили практически все слои английского общества. В результате к 1878 году дамы весьма отдаленно напоминали своих предшественниц ранневикторианского периода. Тонкий изящный силуэт с длинным шлейфом окончательно победил массивные формы. Отныне дизайнеры стали обращать особое внимание на фигуры заказчиц, придавая последним желаемое изящество, что означало дальнейшее совершенствование мастерства Кутюрье, который зачастую должен был превратить гадкого утенка в настоящую принцессу
1801-1825: Ампир (стиль регентства) 1825-1845: Романтизм 1845-1869: Второе рококо (эпоха кринолина, ранневикторианский стиль) 1869-1901: Поздневикторианский стиль (турнюры!) 1901-1913: Эдвардианская эпоха А как же джентльмены?