КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI в
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI в. прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии. В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.
ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Основной материал для письма – бумага. Привозили ее из Италии, Франции, Германских государств, Польши.Центры книгописания – монастыри. Появились письменные документы.Продолжается летописание.
1563 г –первая типография в Москве.
Первопечатник в России – Иван Фёдоров.1564 – начало книгопечатания на Руси. Помощник – Пётр Мстиславец.Первая печатная книга, вышедшая в России,— «Апостол» (1564).1565 г –«Часослов» - сборник ежедневных молитв. Русский букварь был напечатан в 1574 г в Литве. Всего в XVI в было издано 20 книг.
Литература. летописи «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись). хронографы исторические повести: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» публицистика: - в посланиях игумена Филофея великому князю Василию III был окончательно сформулирован тезис «Москва — третий Рим». - Иван Пересветов: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть, опирающаяся на дворянство. князь Андрей Курбский: выступал за ограничение власти царя (вёл переписку с Иваном Грозным). Священник Ермолай: выступал за установление твёрдых норм крестьянских повинностей. Феодосий Косой: высказывался о равенстве всех людей.
. «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч- ежемесячные чтения) - собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения. Составлено под руководством митрополита Макария в 30—40-е гг. XVI в., включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенному месяцу и разбит по дням. «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орнаментами.«ДОМОСТРОЙ» автор священник Сильвестр.середина XVI в:Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи
АРХИТЕКТУРА. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля: В его создании приняли участие не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин (Руффо), Алевиз Новый.В это время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади
Архангельский собор 1505-1508 был до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.
колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни). 1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов.1532 – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый.
в XVI появился в шатровый стиль. Храмы венчались шатром. Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса.Церковь Вознесения в селе Коломенском.Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Высота около 62 м с крестом Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высоьою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.
Храм Василия Блаженного.(Покровский собор).1555—1561. зодчие Барма и Постник построен в честь взятия русскими войсками Казани. Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску.Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.
Смоленский Кремль конец XVI в архитектор Фёдор Конь. «ожерелье земли русской»
Укрепление Москвы. 1535—1538 гг: итальянский арх. Петрок Малый возвел вторую линия укреплений, опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город. 1585—1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо). В конце XVI в. сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу — «Скородом» (ныне Садовое кольцо).
ЖИВОПИСЬ. Иконопись: книжная миниатюра: Икона-картина «Церковь воинствующая»Размер 4 метра. Цель: увековечить в искусстве покорение Казанского ханства.Государев Совет миниатюра XVI века.
ЖИВОПИСЬ. Фресковая росписьфрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные артелью художников во главе с Феодосием. Страшный Суд - фреска Благовещенского собора
ЖИВОПИСЬ. Фресковая росписьБлаговещенский собор, Фреска "Троица
памятник русского меднолитейного дела:Царь-пушка – 1594 г. мастер: Андрей Чохов самая большая пушка в мире. вес - 40 тонн, калибр пушки -89 см, диаметр ствола - 120 см, длина пушки - 5,5 метра. Это гигантское оружие могло стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм.Андрей Чохов, называл её "пушкой", в старину это орудие часто называли "Дробовиком российским", потому что стрелять оно должно было "дробом" (картечью).